Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Лукашенко отдает нам трубу. Пока ее можно продать

Лукашенко отдает нам трубу. Пока ее можно продать

Александр Лукашенко решился на хитрый ход: зная любовь «Газпрома» к газотранспортным системам, он предложил отдать Белтрансгаз под контроль российского монополиста в обмен на снижение цен на газ для Белоруссии до внутрироссийского уровня. Об этом белорусский лидер заявил в пятницу, 28 мая, в ходе своего визита в Могилевский институт.
 
«Если они скажут, что будут поставлять газ в Белоруссию по внутрироссийским ценам, на равных условиях, – мы не против. Берите контрольный пакет акций Белтрансгаза, – сообщил Лукашенко с трибуны своей «альма-матер».
 
«Точно так же – и по нефтеперерабатывающим заводам, – расширил свое предложение белорусский лидер. – Дешевая нефть – хорошие условия, но не бесплатно. Мы не против, но за хорошие деньги».
 
Таким образом, по словам Лукашенко, Белоруссия согласна передать «Газпрому» контрольный пакет акций Белтрансгаза и Мозырского нефтеперерабатывающего завода в обмен на внутрироссийские цены на нефть и газ. «Не бесплатно», а «за хорошие деньги».
 
Внешне шаг белорусского лидера только выглядит как уступка. Но на самом деле эти предложения вряд ли однозначно заинтересуют российского газового монополиста. Министр энергетики РФ Сергей Шматко осторожно прокомментировал белорусскую инициативу, указав, что в данном случае «нужно посчитать экономику».
 
А экономика такова, что «Газпром» уже владеет 50% акций Белтрансгаза. Более того, российской нефтяной компании «Славнефть» принадлежит более 42% акций Мозырского НПЗ. Как отметил Шматко, получение контрольного пакета акций Белтрансгаза не изменит сегодняшней ситуации, когда корпоративное управление, с точки зрения «Газпрома», невозможно по причине того, что, согласно белорусскому законодательству, часть прибыли изымается в инновационный фонд Белоруссии.
 
Правда, в апреле 2008 года заместитель генерального директора «Газпрома» Валерий Голубев почему-то заявлял, что этот вопрос урегулирован и белорусская сторона не будет изымать прибыль. А в таком случае «Газпром» при получении контрольного пакета может рассчитывать на нормальные условия при корпоративном управлении.
 
Что касается НПЗ, то как раз Мозырский завод российских производителей не слишком интересует: основной продукцией завода являются автомобильный бензин и дизельное топливо, а рынки сбыта для этой продукции и в самой Белоруссии, и в ближнем зарубежье невелики. Другое дело – Новополоцкий НПЗ, принадлежащий ОАО «Нафтан». Это – предприятие с гораздо более широким спектром продукции (порядка 70 наименований) и большим рынком сбыта: нефтепродукты разной степени переработки уходят отсюда не только в СНГ и Прибалтику, но и в Евросоюз, США, Иран и Сирию. Понятное дело, что его президент Белоруссии отдавать России не собирается.
 
Вообще подобные «жесты доброй воли» характерны для Александра Григорьевича: теперь никто не скажет, что он не желает сотрудничать или не идет на уступки. В то же время он практически ничем не рискует.
 
Между тем вопрос о ценах на нефть актуален не только для белорусской экономики, но и для политической безопасности самого Лукашенко. До 2007 года Белоруссия могла закупать нефть в России по внутренним российским ценам и экспортировать нефтепродукты по мировым ценам, что позволяло не только удовлетворять внутренние потребности страны в нефтепродуктах, но и получать значительные доходы. При этом расходы на газоснабжение республики частично компенсировались за счет экспорта российского газа, купленного также по внутрироссийским ценам. Была создана уникальная ситуация: Белоруссия, фактически не имея собственных месторождений, умудрялась зарабатывать в условиях роста мировых цен на газ.
 
Разница между закупочными и отпускными ценами для промышленных потребителей и населения страны шла в бюджет, что и позволяло Лукашенко проводить свою знаменитую социально-ориентированную политику, которая так восхищала многих российских «левых». Но после того, как в конце 2006 года для Белоруссии были установлены экспортные, а не внутрироссийские цены на энергоносители, социальная политика в республике начала стремительно сворачиваться. В частности, были отменены многие льготы, и даже целые льготные категории. Нетронутыми остались только участники Великой Отечественной войны и призванные на военную службу.
 
С этого момента белорусская экономика фактически перешла на прямое финансирование из российского бюджета. В 2007 году республика получила от России кредит в $1,5 млрд на покрытие дефицита бюджета, в 2008 году на те же цели Белоруссия заимствовала у России уже $2 млрд. Правда, последний транш в $500 млн до Минска не дошел, не в последнюю очередь – из-за скандального характера Александра Лукашенко.
 
Белорусский лидер тогда много говорил о том, что республика будет ориентироваться на Запад и искать новые рынки сбыта для своих предприятий в Европе. Но очень скоро выяснилось, что европейские соседи не готовы пустить на свои рынки белорусскую продукцию. Теперь белорусский лидер то угрозами, то, как в данном случае, заискиванием пытается вернуть утерянные позиции в отношениях с Россией.

Генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов расценивает предложение белорусского лидера в целом как взаимовыгодное, но предлагает остерегаться подводных камней:
 
– Экономика Белоруссии сегодня находится в непростом состоянии, и вопрос нефтяных пошлин для нее критически важен. Так что в данной ситуации есть и оперативная задача, и стратегическая.
 
Оперативная задача – решить вопрос с пошлинами. Если они останутся, то экономика Белоруссии столкнется с большими проблемами. Мы в нашем Центре просчитывали озвученный Александром Лукашенко вариант закупки Белоруссией нефти у Венесуэлы. Та нефть, действительно, при определенных допущениях чуть дешевле российской – при условии, что Россия взимает пошлину. Но это «чуть» не считается: беспошлинная покупка российской нефти – в разы дешевле. Кроме того, как мы знаем, Белоруссия не хочет платить больше $150 за 1000 кубометров газа. Тут возникает просто глупая ситуация: «Газпром» насчитал им сумму за I квартал по цене в $168, а они считали по $150, аргументируя это тем, что у них – своя формула, хотя формула, вообще-то, оговорена в контракте. Т. е. они просто исходили из расчета «чем можем, тем и заплатим». А во II квартале цена будет уже $180 за 1000 кубометров. И что же, они опять по $150 платить будут?.. Вот еще одна оперативная задача – найти эти деньги.
 
Но есть и стратегическая задача. Мне кажется, Лукашенко понимает, что Путин тверд в своей решимости достроить «Южный поток». А если это произойдет, то можно и Украину, и Белоруссию спокойно отключать. Белоруссию можно отключить даже в том случае, если будет достроена первая нитка нефтепровода Ямал – Европа. Серьезного экспорта в Европу у России в ближайшее время не будет, профицит трубопроводных мощностей получится хороший. Лукашенко понимает, что стратегически может быть гораздо выгоднее эту трубу отдать, пока за нее готовы платить. Тем более что 50% акций Белтрансгаза он уже продал по очень хорошей цене. Там ведь даже аудита практически не проводилось: Лукашенко просто назначил цену в $2,5 млрд, и Россия согласилась. Почему, например, Украина отказывается продавать свою трубу? Потому что украинская элита думает, что она не просидит те 5–7 лет, за которые будет закончено строительство «Южного потока». А Лукашенко уверен, что просидит, и думает на перспективу.
 
– Много ли потеряет Россия, если будет продавать Белоруссии газ по внутренним ценам?
 
– «Газпром» сейчас предлагает со следующего года перейти на такую схему внутреннего ценообразования, при которой внутренняя цена – это «Европа минус затраты» (на транспорт). Это будет приводить к тому, что внутренняя цена в России будет расти на 15-20% в год, так что не исключено, что для Белоруссии цены все равно будут расти, даже если отменить пошлины. Тем более что де-факто мы уже сейчас эти пошлины прощаем.
 
- Т. е. вы однозначно позитивно расцениваете предложение белорусского лидера?
 
– Если в нем нет никаких подводных камней, как это часто бывает на постсоветском пространстве, то да – предложение взаимовыгодное. Но могу напомнить классическую историю с Украиной: в 2002 году Москва и Киев подписали бумаги о создании консорциума для управления газотранспортной системой. И вот после того, как все было подписано, украинская сторона вдруг заявляет, что считает, будто создание консорциума дает ей право на экспорт всего российского газа. После такого про консорциум, конечно, все забыли. Если Александр Григорьевич не готовит таких подводных камней, то его предложение однозначно заинтересует российскую сторону.

Автор: Иван Романов

Источник: Fintimes.km.ru, 28.05.2010

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики