Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем белорусы оплатят кредит?

Чем белорусы оплатят кредит?

Президент Лукашенко пообещал перевести транзит белорусских грузов из литовского порта в российский, если Москва предложит «условия, как в Прибалтике».

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Речь об огромных день­гах: только в 2019 г. через порт Клайпеда белорусы прокачали 15,5 млн т грузов. И когда после августовских событий Литва одной из первых ввела санкции против Лукашенко, забрать у неё этот лакомый кусок, казалось бы, выгодно и Минску, и Москве.

Вспомните ситуацию с поставками сжиженного газа из США на европейский рынок. Американцы прямо говорят европейцам: да, наш газ дороже российского. Но это правильный, хороший газ, в нём есть молекулы свободы, поэтому вы и должны заплатить за него больше. США не субсидируют европейцев, они заставляют их платить за свои поставки.

Что в этом смысле происходит у нас с белорусами? Решения, которых мы от них добились и добиваемся, абсолютно правильные. Но есть нюанс: платить за них в итоге приходится нам самим.

Понятно, что литовские порты для Белоруссии ближе, чем российские. И если переключать экспортные потоки на нашу Усть-Лугу, придётся как-то компенсировать возросшие затраты, потому что увеличится транспортное плечо. За счёт чего? Может оказаться, что мы сейчас выдадим кредит Белоруссии, и на эти деньги она проведёт в том числе переориентацию потоков на российские порты. А потом встанет вопрос, как она будет этот кредит возвращать.

Можно вспомнить и другое, тоже правильное решение – о повышении стоимости газа для Белоруссии. Да, мы выставили им ценник 127 долл. за 1000 м3 – очень выгодная для нас стоимость в 2020 г. Весной и летом она была даже выше средней цены поставок «Газпрома» в Европу. Ну и что? Белоруссия в итоге накопила долг по оплате газа под 350 млн долл.

Впрочем, если рассматривать финансовые вливания в Белоруссию как неизбежность, то, конечно, лучше, чтобы эти деньги пошли не куда-то, а на оплату российского газа и на пере­ориентацию грузопотоков на порты в Ленинградской обл. Это точно лучше, чем повторить ситуацию 2013 г., когда мы дали 3 млрд Януковичу и до сих пор не знаем, куда они исчезли. Если уж мы решили, что нам пока придётся тянуть эту белорусскую лямку, то пусть вложенные деньги хоть как-то возвращаются к нам.

Опубликовано: АиФ, 23.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.
«Газпром» на фоне внешних и внутренних вызовов
2019 год оказался для «Газпрома» весьма нервным. Внутри компании впервые с 2011 года прошли масштабные кадровые перестановки, затронувшие основные направления деятельности и ставшие продолжением внутренней реструктуризации блока, ответственного за ключевые стройки и систему закупок. На внешнем контуре весь год продолжался «сериал» под названием «будущее транзита через Украину» и закончившийся подписанием контрактов буквально 31 декабря. Его сопровождали яростные битвы вокруг «Турецкого потока» и «Северного потока-2». В итоге первый будет открыт 8 января 2020 года, а второй в самом конце 2019 года попал под американские санкции – пока в нем «дырка» в 160 км по двум ниткам. Зато на восточном векторе совершен серьезный прорыв – заработал газопровод «Сила Сибири».

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики