Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем белорусы оплатят кредит?

Чем белорусы оплатят кредит?

Президент Лукашенко пообещал перевести транзит белорусских грузов из литовского порта в российский, если Москва предложит «условия, как в Прибалтике».

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Речь об огромных день­гах: только в 2019 г. через порт Клайпеда белорусы прокачали 15,5 млн т грузов. И когда после августовских событий Литва одной из первых ввела санкции против Лукашенко, забрать у неё этот лакомый кусок, казалось бы, выгодно и Минску, и Москве.

Вспомните ситуацию с поставками сжиженного газа из США на европейский рынок. Американцы прямо говорят европейцам: да, наш газ дороже российского. Но это правильный, хороший газ, в нём есть молекулы свободы, поэтому вы и должны заплатить за него больше. США не субсидируют европейцев, они заставляют их платить за свои поставки.

Что в этом смысле происходит у нас с белорусами? Решения, которых мы от них добились и добиваемся, абсолютно правильные. Но есть нюанс: платить за них в итоге приходится нам самим.

Понятно, что литовские порты для Белоруссии ближе, чем российские. И если переключать экспортные потоки на нашу Усть-Лугу, придётся как-то компенсировать возросшие затраты, потому что увеличится транспортное плечо. За счёт чего? Может оказаться, что мы сейчас выдадим кредит Белоруссии, и на эти деньги она проведёт в том числе переориентацию потоков на российские порты. А потом встанет вопрос, как она будет этот кредит возвращать.

Можно вспомнить и другое, тоже правильное решение – о повышении стоимости газа для Белоруссии. Да, мы выставили им ценник 127 долл. за 1000 м3 – очень выгодная для нас стоимость в 2020 г. Весной и летом она была даже выше средней цены поставок «Газпрома» в Европу. Ну и что? Белоруссия в итоге накопила долг по оплате газа под 350 млн долл.

Впрочем, если рассматривать финансовые вливания в Белоруссию как неизбежность, то, конечно, лучше, чтобы эти деньги пошли не куда-то, а на оплату российского газа и на пере­ориентацию грузопотоков на порты в Ленинградской обл. Это точно лучше, чем повторить ситуацию 2013 г., когда мы дали 3 млрд Януковичу и до сих пор не знаем, куда они исчезли. Если уж мы решили, что нам пока придётся тянуть эту белорусскую лямку, то пусть вложенные деньги хоть как-то возвращаются к нам.

Опубликовано: АиФ, 23.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики