Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Чем белорусы оплатят кредит?

Чем белорусы оплатят кредит?

Президент Лукашенко пообещал перевести транзит белорусских грузов из литовского порта в российский, если Москва предложит «условия, как в Прибалтике».

Константин Симонов, генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности:

Речь об огромных день­гах: только в 2019 г. через порт Клайпеда белорусы прокачали 15,5 млн т грузов. И когда после августовских событий Литва одной из первых ввела санкции против Лукашенко, забрать у неё этот лакомый кусок, казалось бы, выгодно и Минску, и Москве.

Вспомните ситуацию с поставками сжиженного газа из США на европейский рынок. Американцы прямо говорят европейцам: да, наш газ дороже российского. Но это правильный, хороший газ, в нём есть молекулы свободы, поэтому вы и должны заплатить за него больше. США не субсидируют европейцев, они заставляют их платить за свои поставки.

Что в этом смысле происходит у нас с белорусами? Решения, которых мы от них добились и добиваемся, абсолютно правильные. Но есть нюанс: платить за них в итоге приходится нам самим.

Понятно, что литовские порты для Белоруссии ближе, чем российские. И если переключать экспортные потоки на нашу Усть-Лугу, придётся как-то компенсировать возросшие затраты, потому что увеличится транспортное плечо. За счёт чего? Может оказаться, что мы сейчас выдадим кредит Белоруссии, и на эти деньги она проведёт в том числе переориентацию потоков на российские порты. А потом встанет вопрос, как она будет этот кредит возвращать.

Можно вспомнить и другое, тоже правильное решение – о повышении стоимости газа для Белоруссии. Да, мы выставили им ценник 127 долл. за 1000 м3 – очень выгодная для нас стоимость в 2020 г. Весной и летом она была даже выше средней цены поставок «Газпрома» в Европу. Ну и что? Белоруссия в итоге накопила долг по оплате газа под 350 млн долл.

Впрочем, если рассматривать финансовые вливания в Белоруссию как неизбежность, то, конечно, лучше, чтобы эти деньги пошли не куда-то, а на оплату российского газа и на пере­ориентацию грузопотоков на порты в Ленинградской обл. Это точно лучше, чем повторить ситуацию 2013 г., когда мы дали 3 млрд Януковичу и до сих пор не знаем, куда они исчезли. Если уж мы решили, что нам пока придётся тянуть эту белорусскую лямку, то пусть вложенные деньги хоть как-то возвращаются к нам.

Опубликовано: АиФ, 23.09.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики