Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белорусский маневр изменит структуру топливных поставок в Прибалтике

Белорусский маневр изменит структуру топливных поставок в Прибалтике

Перенос поставок белорусских нефтепродуктов из Литвы в Ленинградскую область является сложным процессом, считает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Белоруссия вынуждена переориентироваться на Россию

Министр энергетики РФ Александр Новак заявил, что Москва рассчитывает на завершение переговоров с Минском по переброске белорусских нефтепотоков, объем которых составляет 4-6 млн тонн, из портов Литвы в Россию.

Резкое ухудшение отношений между Москвой и Вильнюсом вместе с вмешательством Литвы в белорусские внутренние дела заставило Минск изменить направления экспорта нефтепродуктов. Сегодня как минимум 20% от объемов идет через Литву.

Альтернативным вариантом выступает порт Усть-Луга в Ленинградской области, где белорусские власти на деньги российского кредита, выданного на строительство БелАЭС в Гродненской области, собираются построить для себя терминал. Остались нерастраченные средства, а Москва разрешила Минску использовать их на строительство терминала в Усть-Луге.

Белоруссия обладает двумя НПЗ, которые перерабатывают до 25 млн тонн российской нефти в год. Это сырье поступает в Белоруссию без экспортной пошлины, поэтому Минск зарабатывает хорошие деньги на перепродаже демпинговой нефти.

России данная практика давно не нравилась, что стало одной из причин отказа Москвы от экспортной пошлины. Это привело к известным трениям с Лукашенко, который потребовал компенсацию за данное решение из федерального бюджета РФ.

С одной стороны, это показывает, что Белоруссия существует на российские дотации, а с другой намекает на то, что союзникам необходимо определить порядок отношений в нефтяной сфере, чтобы в будущем не возникало постоянных недопониманий.

Теперь логистическое плечо белорусских нефтепродуктов увеличится, а конечные издержки лягут на Россию. Наверняка Москва предоставит Минску льготные условия по логистике и по перевалочным работам на терминале в Усть-Луге.

Можно даже сказать, что объем российской помощи Белоруссии благодаря этому значительно возрастет, хотя Россия реализует тут ряд собственных целей. Во-первых, развивает интеграцию, а во-вторых, затачивает белорусские НПЗ на российский рынок.

«Белоруссия долгое время отказывалась от переноса своего транзита в российские порты несмотря на то, что Россия предлагала хорошие скидки на обслуживание перевалочных работ и железнодорожное сообщение», – заключает Юшков.

Был вариант по модернизации одной из веток нефтепровода «Дружбы» и создания из нее нефтепродуктопровода.

«Минск от любых предложений постоянно отказывался, утверждая, что это ему не выгодно, и делал выбор в пользу прибалтийских портов. Сейчас ситуация изменилась, из-за чего Лукашенко пошел на это соглашение с Россией», – констатирует Юшков.

Топливный вопрос должен быть встроен в интеграцию

Кроме литовского транзита у белорусской стороны существует нефтеналивной терминал в Латвии.

«В рамках названной Новаком цифры в 4-6 млн тонн фигурируют несколько российских портов – Приморск, Санкт-Петербург и Усть-Луга. Если поставки пойдут сразу через три порта, то железная дорога является наиболее выгодным вариантом, но оптимальным решением для РФ является создание нового нефтепродуктопровода или модернизация «Дружбы», - резюмирует Юшков.

С помощью нефтепродуктопровода можно добиться наиболее низкой себестоимости на каждую тонну продукта.

«Эта тема упирается в российский налоговый маневр в нефтяной сфере. Если эта история будет продолжаться, а Россия не пойдет на новые уступки Белоруссии, то с 2024 года Минск начнет закупать нефть по мировым ценам», – заключает Юшков.

В таком случае белорусские нефтепродукты потеряют конкурентное преимущество и не факт, что найдется место для их реализации на внешнем рынке. Сегодня Минск дает ценовую скидку за счет льготных закупок нефти в России.

«Если не будет российской скидки, то не факт, что Белоруссия продолжит перерабатывать на экспорт 18 млн тонн российской нефти. В таком случае нет смысла говорить о постройке нефтепровода», – констатирует Юшков.

Только в случае получения Белоруссией льготных условий на поставку нефти из России Минск получит гарантию экспортных объемов, иначе любые отношения с белорусской стороной по Усть-Луге будут носить ситуативный характер.

«Сегодня, скорее всего, будет выбран вариант с железнодорожными поставками топлива», – резюмирует Юшков.

Пока все это не очевидно. Как отмечает эксперт, есть политическое решение по перенаправлению белорусских поставок в российские порты, но технически данный вопрос не проработан, а само такое сотрудничество зависит от стабильности власти Лукашенко.

Достаточно посмотреть на то, что говорит Тихановская, чтобы увидеть политические риски для России.

Экономическая эффективность данных поставок зависит от льгот, которые будут предоставлены Белоруссии. Ранее позиция РФ заключалась в предоставлении льгот в обмен на интеграцию, но сегодня союзник оказался в очень сложном политическом положении, на которое накладываются долгосрочные экономические трудности.

У Белоруссии возникли сложности с обслуживанием внешнего долга, более 60% которого приходится на Россию и Евразийский фонд стабилизации и развития (ЕФСР). В 2021-2024 годах Минску на обслуживание внешних обязательств придется тратить свыше 3 млрд долларов, которых у страны нет.

Очевидно, что Минск запросит у Москвы дополнительные деньги на рефинансирование внешнего долга, поэтому в рамках переговоров по этой теме сторонам нужно выстроить новую структуру отношений, основой которой станет интеграция.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 28.09.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики