Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Белорусское окно в Европу: Минск хочет перевести грузопотоки из прибалтийских портов в Усть-Лугу (видео)

Белорусское окно в Европу: Минск хочет перевести грузопотоки из прибалтийских портов в Усть-Лугу (видео)

На неделе прозвучало предложение по переводу белорусских грузопотоков из прибалтийских портов в Усть-Лугу. Это порт в Ленинградской области, который в ближайшие несколько лет должен стать крупнейшим на Балтике. Пока правительства двух стран просчитывают этот вариант, корреспонденты «МИР 24» проехали по возможному торговому пути.

Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод – одно из крупнейших предприятий не только Беларуси, всей Восточной Европы. Возведенный в начале 1960-х, он и сегодня – один из лидеров нефтепереработки. Труба – ответвление нефтепровода «Дружба». Именно по ней на завод поступает сырье на Новополоцкий НПЗ. Основное сырье поступает из России. Только в этом году здесь переработали на нефтепродукты порядка трех миллионов тонн сырья. Из нефти получат бензин, дизтопливо, масло, мазут и химические волокна.

В год Беларусь продает более 10 миллионов тонн нефтепродуктов, шесть из которых – через морские порты. Нефтепродукты из Новополоцкого и Мозырского перерабатывающих заводов сейчас везут по железной дороге в Прибалтику. Часть в литовскую Клайпеду, остальное в Латвию – Ригу и Вентспилс. Дальше кораблями во все части света. Но политика внесла свои коррективы. На фоне Европейских санкций, Беларусь решила перенаправить грузы в российский порт Усть-Луга.

«Нам надо договориться. А вопрос один – это железнодорожные тарифы и перевалка в портах», – заявил президент Буларуси Александр Лукашенко.

Железнодорожные перевозки доступны уже сейчас. РЖД дает белорусам скидку в 50% на поставку нефтепродуктов в российские северо-западные порты. На Новополоцком заводе к этому уже все готово.

«Техническая возможность есть, опыт работы с этим портом у нас также есть», – сказал заместитель гендиректора завода «Нафтан» по коммерческим вопросам Сергей Хомич.

Если новый торговый путь утвердят, нефтепродукты, а также минеральные удобрения и некоторые другие грузы отправятся в соседнюю страну.

Белорусско-российская граница – условная между двумя государствами. Никакого контроля и досмотра. Можно находиться на территории Республики Беларусь, один шаг – и ты уже на территории Российской Федерации. Дальше дорога на Псковскую и Ленинградскую области. Не исключено, что уже в скором времени грузы из Беларуси будут пересекать именно эти рубежи не только автомобильным, но и железнодорожным транспортом. В двух десятках километрах отсюда ж/д ветка.

Между Витебской областью и Псковской всего несколько километров таможенного контроля. Именно эти два региона стран-соседей готовы стать основным транспортным звеном на новом торговом пути. Первая остановка после пересечения границы – станция Невель. Сейчас она почти не загружена. Из Беларуси и обратно проходит не больше шести составов. Сегодня это главное грузовое направление на железных дорогах между соседями. Но две страны связывают и давно исчезнувшие маршруты.

Опора бывшего моста над рекой Черехой – то немногое, что осталось от железной дороги Псков-Полоцк. Ее построили в самый разгар Первой мировой войны. Тогда составы доставляли солдат к крупным оружейным складам. Путь в одну сторону, а это 300 с лишним километров, занимал 12 часов. Разрушили дорогу немцы в годы Великой Отечественной. Если восстановить линию Полоцк-Псков и продлить ее, минуя Санкт-Петербург, она сможет связать Беларусь напрямую с российскими портами на Балтике. Но полотно и коммуникации нужно строить практически с нуля. Зато это даст толчок и к решению региональных транспортных проблем.

«Значительная часть железнодорожных путей Псковской области – она не электрифицирована. Компания «РЖД» нашла универсальное решение: по территории Псковской области из Петербурга до Луги «Ласточка» идет на электрической тяге, а потом прицепляется тепловоз, и тепловозом идет сюда», – объяснил губернатор Псковской области Михаил Ведерников.

А пока белорусские составы движутся по Витебскому направлению через город Дно и Новгородскую область до Петербурга. И только из Северной столицы России груз можно отправить дальше в сторону Усть-Луги. На станции Лужская почти непрерывная сортировка вагонов.

Сюда стекаются грузы со всей России. Наливные, сыпучие, автотехника. 44 пути – в сумме почти 270 километров железных дорог. Это самая крупная и современная припортовая станция в России. Универсальный терминал начали строить летом 2019-го. Его мощность – почти 25 миллионов тонн в год. Вместе с ним уже через несколько лет Усть-Луга может стать самым мощным грузовым хабом на Балтике, поэтому эксперты называют именно его оптимальным вариантом для транспортировки грузов из Беларуси.

«Мы заинтересованы в том, чтобы портовые терминалы загружались, нагружались, чтобы объем перевалки грузов рос. Это, прежде всего, выгодно для самих портовиков, выгодно для нас, как для бюджета, потому что мы получаем налоги. Выгодно для создания новых рабочих мест, преимущества все очевидны», – отметил губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко.

Еще одним выгодным вариантом специалисты считают перекачку нефтепродуктов в порты по трубопроводу. Это дешевле, чем везти по железной дороге, но только в том случае, если Беларусь будет обеспечивать загрузку от четырех миллионов тонн в год.

«Либо строить прямую трубу на Усть-Лугу, либо переформатировать одну из ниток нефтепровода «Дружба», потому что он недозагружен сейчас. И безболезненно для всех участников одну из ниток можно освободить, модернизировать ее из нефтепровода в нефтепродуктопровод, она пойдет на территорию России», – сказал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

У белорусской стороны есть и другая идея для экономии – создать в Усть-Луге собственный терминал.

«Я когда встречался с президентом России, мы очень много времени обсуждали этот вопрос. Я ему сказал, что мы можем с ленинградцами скооперироваться и построить там свой причал, свой порт. Он загорелся этим вопросом. И я ему даже предложил решение этого вопроса финансовое. Я ему говорю, что все, что мы сэкономим на атомной станции, которая строится за счет кредитов РФ, мы готовы вложить в порт», – рассказал Александр Лукашенко.

В ближайший месяц делегацию из Минска ждут с визитом на берега Финского залива, чтобы показать соседям возможности портов. И тогда, после переговоров, на новых магистралях может загореться зеленый свет.

Источник: МИР 24, 04.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики