Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Важность «Северного потока – 2» сдержит ЕС в стремлении поддержать Польшу

Важность «Северного потока – 2» сдержит ЕС в стремлении поддержать Польшу

Польша понимает, что в случае ужесточения своих действий после финансовых претензий к «Газпрому» столкнется с ответом РФ, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Польский государственный антимонопольный регулятор UOKiK, как сообщает информационное агентство «Интерфакс», оштрафовал российский «Газпром» на $7,6 млрд в связи с проектом «Северный поток — 2».

Кроме того, штраф наложен на пятерых партнеров компании в размере $61 млн за строительство объекта. Глава UOKiK Томаш Хрустны пояснил, что предписание «нарушители» должны исполнить в течение 30 дней.

В 2018 году, говорится в пресс-релизе UOKiK, обвинения были предъявлены шести компаниям, среди которых «Газпром», французская Engie Energy германские Uniper и Wintershall, австрийский OMV, голландско-британский Shell и другие.

Как ожидает польский регулятор, расторжение контрактов «позволит восстановить состояние конкуренции до проведения концентрации».

«Польша пытается зацепиться за какие-то нюансы в праве Европейского союза и найти лазейки, позволяющие в дальнейшем штрафовать участников проекта. Поляки уже занимались подобным и находили моменты, из-за которых проект якобы не должен реализовываться в Европе без одобрения государственного антимонопольного регулятора UOKiK.

Тогда «Газпрому» пришлось переработать концепцию. Акционеры «Северного потока — 2» превратились в его кредиторов вопреки тому, что предполагалось изначально», — прокомментировал эксперт Станислав Митрахович.

Антироссийская политика в действиях UOKiK

В настоящее время за строительство «Северного потока — 2» отвечает дочерняя компания «Газпрома» Nord Stream 2 AG в то время, как европейские партнеры финансируют проект в качестве кредиторов.

Государственный антимонопольный регулятор Польши провел расследование, в рамках которого выяснил, что в 2017 году шесть компаний заключили соглашения о финансировании «Северного потока — 2», несмотря на отсутствие согласия на создание совместного предприятия.

Известно, что соглашения касались финансирования и полномочий, позволяющих вмешиваться в деятельность «Северного потока — 2». Также сообщается, что в декабре 2015 года в рамках первой заявки на создание совместного предприятия участники конкретизировали объединение. При этом все субъекты были осведомлены о предпринимаемых действиях.

«Оштрафованные сейчас компании планировали стать соакционерами по аналогии «Северного потока — 1». Однако в итоге превратились в сокредиторов для того, чтобы продолжить реализацию проекта «Северный поток — 2» в обход найденным поляками «зацепкам» в праве Европейского союза.

Последнее, к слову, очень молодое и существует около 30 лет. Поэтому там не так много случаев, позволяющих организовывать спорные вопросы», — отметил Митрахович.

По мнению польской стороны, таким образом компании якобы пытались исключить возможность получения согласия председателя UOKiK на создание компании, финансирующей строительство газопровода.

Обеспечение средствами совместного предприятия участниками рынка газа, а не финансовыми институтами, считает глава UOKiK Томаш Хрустны, может «свидетельствовать о наличии общих экономических интересов между указанными субъектами.

Без их участия «Северный поток — 2», уверены в UOKiK, не может строиться в рамках Европейского союза и функционировать в дальнейшем.

Польша увидела угрозу для ЕС

Польская сторона полагает, что реализация проекта нарушает законодательство и принципы честной конкуренции. Из-за этого может усилиться зависимость потребителей газа на внутреннем рынке от одного поставщика.

Данная ситуация, говорится в пресс-релизе регулятора UOKiK, рискует привести к серьезным последствиям для экономики Польши и Европейского союза из-за территориальных ограничений в поставках природного газа и роста цен для конечных потребителей.

В Польше уверены, что с точки зрения энергетической безопасности «Северный поток — 2» делит Европу на две части, а предотвратить дальнейшее будто бы негативное воздействие помогут наложенные штрафы. Они призовут стороны соблюдать законодательство, а также «отобьют желание других субъектов предпринимать в будущем шаги, нарушающие антимонопольное законодательство».

«Неизвестно, поддержат ли Польшу в этом споре другие государства и Европейский союз в целом. Я думаю, что вероятность очень низкая.

Страны Евросоюза толком не знают, как должно работать их антимонопольное право, поэтому поляки и пытаются найти хоть какие-то зацепки. Сейчас им удалось определить повод для запредельных штрафов, которые компании однозначно не станут оплачивать», — уверен Станислав Митрахович.

Штрафы, напомнил эксперт, не единственная попытка UOKiK повлиять на строительство газопровода «Северный поток — 2». Ранее ведомство практически заблокировало создание совместного предприятия для реализации проекта. При этом действовало оно точно также, как и при противодействии «Северному потоку — 1».

В 2018 году UOKiK начал новое расследование из-за якобы выявленных признаков нарушения антимонопольного законодательства. «Газпром» был оштрафован, но за нежелание сотрудничать по расследованию в отношении проекта Nord Stream 2 на максимальную по закону сумму в размере €50 млн. Тогда же российская компания подала апелляционные жалобы в компетентный суд Польши на определения польского антимонопольного органа.

Стоит отметить, что в новом случае российская компания уже ответила на претензии Польши, назвав их необоснованными. В связи с чем «Газпром» намерен обжаловать решение UOKiK, которое «нарушает принципы законности, соразмерности и справедливого разбирательства».

«У Польши остается единственная возможность — попытаться действовать только на своей территории. Либо вовсе ничего не делать и ограничиться принятым решением о штрафах», - отметил собеседник агентства.

Однако Варшава может пойти на риск. Станислав Митрахович не исключает, что Польша пригрозит арестом газа в трубе или счетов «Газпрома» в местных банках. К тому же у российской компании есть совместное предприятие с поляками, которые владеют газопроводом «Ямал — Европа».

«Польская сторона понимает, что в случае ужесточения действий столкнется с арестом счетов своих компаний, сотрудничающих с Российской Федерацией в энергетическом, сельскохозяйственном и других секторах.

В связи с этим масштабных угроз от Варшавы ждать не нужно, но что-то еще польский государственный антимонопольный регулятор UOKiK предпринять попытается точно.

Но в любом случае нужно ждать, что сейчас скажет Германия. Она не выступила против «Северного потока — 2», значит строительство возобновится», — констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник
 
Источник: Экономика сегодня, 07.10.2020

Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики