Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Рекордный штраф "Газпрому": Польша захотела отобрать у России "Северный поток - 2"

Рекордный штраф "Газпрому": Польша захотела отобрать у России "Северный поток - 2"

Эксперт объяснил, почему Варшава предъявила госкорпорации столь крупный иск

Варшава пытается выжать все соки из недостроенного российского газопровода «Северный поток - 2» (СП-2). Польское антимонопольное ведомство UOKiK наложило на «Газпром» внушительный штраф в $7,6 млрд за то, что российская монополия не заручилась его согласием на укладку трубы. Аналогичные, хотя и гораздо более скромные штрафы, Польша наложила на европейских инвесторов «Газпрома», предоставивших кредиты на реализацию СП-2. «Газпром» уже заявил о том, что оспорит решение польского регулятора в судебных инстанциях. Каковы шансы российской монополии на победу, «МК» спросил у эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря ЮШКОВА.

- Насколько требования польского регулятора к «Газпрому» касательно СП-2 имеют под собой юридическое обоснование?

- В самом начале реализации «Северного потока - 2» «Газпром» инициировал создание специальной структуры Nord Stream 2, функции которой заключались в непосредственной реализации проекта. Помимо российского холдинга, акционерами этой фирмы должны были стать пять европейских компаний, согласившихся вместе с нашей страной принять финансовое участие в строительстве трубопровода. Партнеры «Газпрома» должны были получить по 10% акций Nord Stream 2.

Для заключения такой сделки участникам консорциума необходимо было получить специальное разрешение на инвестирование российской трубы во всех странах Старого Света, в которых они ведут свой бизнес. Большинство европейских государств посчитало выдачу подобного разрешения простой формальностью и не препятствовали «Газпрому» и его партнерам в окончательном оформлении соглашения. Однако Варшава выступила против — польское антимонопольное ведомство заблокировало уже подписанный всеми заинтересованными сторонами контракт. В результате сделка была сорвана, но создатели газопровода нашли выход из положения: «Газпрома» остался единственным акционером Nord Stream 2, а его союзники согласились предоставить российской монополии кредиты на завершение проекта. Выданные займы должны были покрыть половину бюджета на строительство СП-2, составляющего около 9,5 млрд евро, а остальные затраты ложились на плечи российской компании.

Хотя номинально все требования Польши были выполнены, Варшава все равно продолжила возражать против проекта, обвиняя европейских инвесторов трубопровода в косвенной поддержке создания маршрута. Очередные претензии вызвали недоумение уже не только у российской стороны, но и у других участников проекта, поскольку при согласовании кредитных сделок на реализацию различного рода проектов в ЕС не требуется одобрение регулирующих органов каждого из участников союза - тем более, из тех стран, которые вообще не участвуют в строительстве.

- Смогут ли штрафные санкции от Варшавы стать очередной серьезной препоной для завершения строительства СП-2?

- Штрафные требования польского регулятора, как ни странно, способны только укрепить положение «Газпрома» в судебных разбирательствах с Варшавой. Если ранее России приходилось в одиночку противостоять юридическим атакам Польши, то теперь поддержку нашей компании в судебных баталиях смогут оказать европейские компании, предоставившие кредит на строительство трубы. Ведь получается, что это и на их инвестиции наложили штраф.

Хотя Варшава в последнее время уже выиграла у «Газпрома» несколько судебных исков, на этот раз ее шансы на победу выглядят неубедительно: европейские компании, выдавшие российской монополии кредиты на СП-2, не обязаны спрашивать разрешения у польских властей, в каких случаях и кому они могут предоставлять заемные средства. Международные судебные инстанции вряд ли подтвердят требования Варшавы, поскольку она не обладает юрисдикцией выписывать штрафы, касающиеся чужого бизнеса, ведущегося за пределами своего государства. Кроме того, сумма в $7,6 млрд, которую Варшава пытается отсудить на этот раз у «Газпрома», сопоставима со всеми расходами на строительство СП-2. С таким же успехом поляки могли бы требовать не выплаты денег, а конфискации трубы в свою пользу.

- То есть, это решение Варшавы строительство СП-2 не остановит?

- Основные проблемы у «Газпрома» начнутся несколько позже — после введения в эксплуатацию трубопровода. Во-первых, Вашингтон грозит предъявить новые санкции против этого проекта. Во-вторых, наверняка у России возникнут затруднения с заполнением газопровода собственным сырьем: СП-2 попадает под нормы Третьего энергопакета ЕС, требующего предоставления места в трубе сторонним добывающим странам. Поэтому очередные препятствия на пути налаживания полноценной работы трубопровода, создаваемые Польшей, не окажутся для проекта губительными, однако, как показывает практика, достройка СП-2 постоянно натыкается на проблемы, а сам проект как магнит притягивает к себе недоброжелателей.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики