Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Платить не будем. Штрафы Польши не остановят «Северный поток-2»

Платить не будем. Штрафы Польши не остановят «Северный поток-2»

Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности заявил в эфире НСН, что требования Польши к «Газпрому» не выдерживают правовой критики.

«Газпром» принципиально не согласен с позицией польского регулятора и вынесенным им решением о штрафе в размере около 6,5 млрд евро по «Северному потоку - 2». В компании сообщили, что не нарушали антимонопольное законодательство Польши. По мнению представителей «Газпрома», величина штрафа Польши говорит о желании любыми средствами противодействовать этому инфраструктурному проекту.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков заявил в эфире НСН, что все выписанные Польшей штрафы никто оплачивать не будет.

«Я думаю, что никто ничего выплачивать не будет, пока не закончатся все судебные процессы. Все участники - и "Газпром", и пять европейских компаний пойдут в суд и будут оспаривать эти штрафы. Действия Польши выходят из всех правовых рамок. Претензия Польши заключается в том, что якобы "Газпром" и пять европейских компаний не выполнили их предписания, которые касались покупки европейцами доли в компании-операторе», - рассказал Юшков.

По его словам, нужно было получить разрешения от всех стран, где у этих компаний есть бизнес, и разрешения выдали все, кроме Варшавы.

«В Польше сказали, что это негативно повлияет на конкуренцию на ее газовом рынке и заблокировали создание совместного предприятия. И так никто и не купил акции. Все акции до сих пор у "Газпрома". Они все это выполнили, поэтому штрафы неуместны», - добавил эксперт.

Юшков предположил, что судебный процесс может растянуться на год или больше. Вместе с этим он объяснил, что споры с Польшей не мешают компаниям достраивать газопровод.

«Сначала будут суды в самой Польше, там компании, скорее всего, проиграют. Выиграют антимонопольщики. А дальше, когда это перейдет на общеевропейский уровень, там как раз, я думаю, победят уже компании. Это может растянуться еще на года полтора-два, до конца 2021 года точно. Но это никак не влияет на строительство, все проблемы достройки Польшу не касаются. Сейчас основная проблема - как достроить его так, чтобы минимизировать влияние санкций», - подчеркнул он.

Ранее польское Управление по охране конкуренции и потребителей усмотрело нарушение польского антимонопольного законодательство и оштрафовало «Газпром» и сотрудничающие с ним пять европейских компаний, также потребовав, чтобы они расторгли партнерский договор.

Источник: НСН, 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики