Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт счел издевкой решение Польши оштрафовать «Газпром» из-за СП-2

Эксперт счел издевкой решение Польши оштрафовать «Газпром» из-за СП-2

Управление по охране конкуренции и потребителей (UOKiK) Польши оштрафовало «Газпром» на 7,6 миллиарда долларов. Глава регулятора Томаш Хрустный объяснил, что компания вместе с европейскими партнерами создала совместное предприятие для завершения постройки газопровода «Северный поток — 2», но не согласовала этот шаг с Варшавой.

«Запуск "Северного потока — 2" поставит под угрозу непрерывность поставок природного газа в Польшу. Также можно предсказать повышение цен на этот продукт, причем указанное повышение сильно отразится на польских потребителях», – цитирует Хрустного агентство Reuters.

«Газпром» намерен обжаловать решение польского регулятора, поскольку оно «нарушает принципы законности, соразмерности и справедливого разбирательства». В компании подчеркнули, что размер санкции говорит о желании любыми способами помешать завершению строительства трубопровода.

В дополнение к штрафу UOKiK потребовал от пяти европейских компаний прекратить работу с «Газпромом» и расторгнуть все договоры.

В беседе с «Политикой Сегодня» заместитель генерального директора по газовым проектам Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач указал на провокационный характер действий UOKiK в отношении Москвы.

«Я вижу этот штраф, как политически-юридический троллинг в адрес России. Однако он затрагивает не только Москву, но и все взаимодействие России и Европейского Союза в целом. В то же время, это ожидаемо. Поляки давно занимаются подобным. Но всегда удивляют размеры штрафов, потому что они сильно разнятся. Видимо, против европейских компаний у поляков рука не поднялась вводить слишком серьезные штрафы», — подчеркнул эксперт.

В августе 2020 года польский регулятор уже штрафовал «Газпром» на 57 миллионов долларов. Тогда причиной послужил отказ компании сотрудничать в расследовании UOKiK по строительству «Северного потока — 2». В Польше обратили внимание, что объединение нескольких независимых предприятий для финансирования СП-2 не должно было происходить без одобрения регулятора.

Вместе с российской компанией под санкции попали нидерландские Shell, Uniper, Wintershall и OMV, а также швейцарская Engie Energy. Гривач полагает, что в сложившейся ситуации «Газпрому» остается только обжаловать штраф.

«Штраф будет обжалован в соответствии с законодательством. Скорее всего, сначала дело будет рассматриваться в Польше. Очевидно, что поляки не имеют прямого отношения к строительству и не имеют юрисдикции над "Северным потоком — 2". Их попытки повлиять на строительство газопровода делаются со злоупотреблением правом. Такие штрафы возможны, но только если происходят в ответ на нарушения, происходящие в области влияния регулятора. В случае с Польшей такого нет», — подытожил специалист.

В мае 2018 года UOKiK инициировал расследование в отношении «Газпрома» и партнеров компании. Регулятор предъявил обвинения в нарушении антимонопольного законодательства Польши. Томаш Хрустный уверен, что российский газовый гигант заключил сделку с пятью иностранными компаниями, чтобы обойти закон, ограничить конкуренцию и усилить переговорные позиции «Газпрома» по отношению к клиентам в Польше.

Газопровод «Северный поток — 2» соединит Россию и Германию: начальная точка располагается в районе Усть-Луги, Ленинградская область, а конечная — в районе Грайфсвальда, ФРГ. Две нитки трубопровода укладывают по дну Балтийского моря рядом с действующим «Северным потоком». Общая мощность проекта составит 55 миллиардов кубометров в год, а длина труб оценивается в 1200 километров.

Автор: Роман Самойлов

Источник: ИА «Политика сегодня», 07.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики