Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Молчание ФРГ определило ценность позиции Польши по «Северному потоку – 2»

Молчание ФРГ определило ценность позиции Польши по «Северному потоку – 2»

Заявления Польши, направленные против «Северного потока – 2», Германия будет расценивать как информационный шум, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Глава Министерства иностранных дел Польши Збигнев Рау в эфире «Польского радио» сообщил, что Варшава уверена в возможности остановить строительство газопровода «Северный поток – 2» на данном этапе.

Позиция Польши, пояснил он, изначально была однозначной. Варшава полагает, что строительство магистрального газопровода из Российской Федерации в Германию через Балтийское море разделяет европейские страны и ставит часть Европы в экономическую зависимость.

«Тот факт, что Варшава занимает такую позицию по отношению к проекту «Северный поток – 2», не является проблемой международного уровня.

Говорить о том, что польская сторона каким-то образом именно сейчас затормозит строительство газопровода, нельзя», - прокомментировал эксперт Александр Перов.

Кроме того, дипломат Рау добавил, что в Германии началась запоздалая дискуссия об обоснованности проекта. По мнению Збигнева Рау, в ФРГ сейчас звучат рациональные, рассудительные комментарии.

«Строительство «Северного потока – 2» может остановить что-то другое, но только не решение или же противостояние Варшавы.

Поэтому, скорее всего, немецкая сторона даже не станет реагировать на информационный шум, который доносится из Польши», - подчеркнул собеседник агентства.

Польша усиленно строит козни

Ранее польское антимонопольное ведомство UOKiK потребовало остановить все кредитные соглашения по «Северному потоку – 2», которые были достигнуты между «Газпромом», французской Engie Energy, германскими Uniper и Wintershall, австрийским OMV, голландско-британским Shell и другими.

Власти Польши убеждены в том, что перечисленные участники проекта обязаны были предупредить UOKiK для получения согласия. В силу невыполнения данного условия Варшава обязала компании расторгнуть договоренности в течение 30 дней с момента вступления решения в силу, а именно от 7 октября текущего года.

В качестве дополнения к своему требованию государственный антимонопольный регулятор UOKiK оштрафовал инвесторов на суммы, соответствующие 10% годового оборота. Так, от «Газпрома» регулятор рассчитывает получить $7,6 млрд, а от партнеров из Европы около $61 млн.

«Действия польского регулятора не являются окончательным решением, потому что они касаются только внутренних дел этой страны и не вынесены на международный уровень.

Польше в итоге придется доказывать в мировых судах, что ей и потребителям газа действительно был нанесен многомиллиардный ущерб инвесторами проекта. Только так Варшава сможет добиться компенсации.

Естественно, «Газпром» со стороны Российской Федерации будет подавать апелляции, Польша начнет отвечать тем же. Процесс затянется на годы, но строительство «Северного потока – 2» не остановит», - пояснил эксперт Перов.

Россия продолжит строительство газопровода

Однако российская компания ответила на претензии Польши, назвав их необоснованными. В связи с чем «Газпром» намерен обжаловать решение UOKiK, которое «нарушает принципы законности, соразмерности и справедливого разбирательства».

Ранее свое мнение о действиях польской стороны в беседе с ФБА «Экономика сегодня» выразил ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович. Он отметил: Польша понимает, что в случае ужесточения своих действий после финансовых претензий к «Газпрому» столкнется с ответом Российской Федерации.

«Северный поток – 2» застыл в ожидании

Напомним, «Северный поток – 2» - крупный экспортный проект ежегодной мощностью 55 млрд кубометров. Стоимость проекта оценивается в €9,5 млрд. Европейские партнеры «Газпрома» финансируют проект на 50%, при этом каждая из компаний вложила около €950 млн.

Отметим, что проект завершен на 94%, так как ввод в эксплуатацию ожидался в конце 2019 года, но прокладку трубы остановили санкции Соединенных Штатов Америки.

Стало известно, что 8 октября 2020 года судно-трубоукладчик «Академик Черский», как свидетельствуют данные портала Marine Traffic, замедлило ход на пути в порт Калининграда и остановилось напротив Куршской косы.

В экспертном сообществе «Черского» называют возможным вариантом для достройки газопровода «Северный поток – 2». В соответствии с маршрутом «Академик Черский» должен был уже зайти в порт Калининграда.

Судно после продолжительной стоянки покинуло немецкий порт Мукран, где располагаются материалы для строительства трубопровода, 1 сентября 2020 года. Однако «Черский» остановился у берегов Калининградской области и получил статус «Ограниченная маневренность».

«Данный момент сложно связать с действиями польской стороны, так как решение государственного антимонопольного регулятора UOKiK касается только территории этой страны.

На сегодняшний день непонятно, на каких основаниях сформирована сумма штрафа. Помимо этого существует множество других «но», доказать обоснованность которых Польше будет очень сложно», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики