Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Польша создала легальный повод для партнеров „Газпрома“, чтобы уйти»

«Польша создала легальный повод для партнеров „Газпрома“, чтобы уйти»

Польша использовала последний аргумент, чтобы остановить «Северный поток — 2». Антимонопольный регулятор страны оштрафовал «Газпром» и пять европейских компаний за то, что они, по его мнению, обошли запрет на создание СП и начали строить газопровод. Едва ли не главным при этом является указание партнерам российской монополии покинуть проект в течение 30 дней. Большинство европейских и российских экспертов считают, что шансы остановить достройку газопровода у Варшавы невелики: изначальное решение польского регулятора не имеет под собой оснований, европейские компании слишком глубоко вовлечены в проект и польские штрафы будут оспорены в судах, разбирательства в которых могут затянуться на годы.

Противники «Северного потока — 2» с ликованием восприняли решение польского UOKiK оштрафовать «Газпром» на $ 7,5 млрд. При этом европейским компаниям выписали штраф на общую сумму всего в $ 60 млн и предписали покинуть проект в течение 30 дней, разорвав соглашения о финансировании.

«Заголовки сфокусированы на рекордный штраф „Газпрому“. Однако более важное значение имеет указание европейским компаниям прекратить финансирование »Северного потока — 2«», — считает старший научный сотрудник американского Atlantic Council и юрист Алан Рили. 

По его мнению, Польша предоставила компаниям Shell, Engie, OMV, Wintershall и Uniper законный повод выйти из проекта: «Скорее всего, в контрактах нет штрафов, если компаниям предписали расторгнуть их». Алан Рили считает, что в случае ухода партнеров у «Газпрома» образуется огромная дыра в финансировании проекта.

Ведущий аналитик Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Никос Цафос замечает при этом, что если деньги уже вложены в проект, то их придется списать: «И в чем тогда выгода европейских компаний?»

«С требованием выйти из проекта все сложно. Этого практически невозможно сделать, — говорит аналитик ГК „ФИНАМ“ Алексей Калачев. — Все инвестиции уже произошли, проект почти завершен, а газопровод почти достроен. Как можно вернуть все в первоначальное положение? Разве что формально списав в убыток уже вложенные средства. Так их вложено уже больше, чем сумма штрафов, предъявляемая европейским партнерам »Газпрома»».

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков добавляет, что каждая из пяти европейских компаний вложила в «Северный поток — 2» почти 1 млрд евро каждая: «Компании выдавали «Газпрому» кредиты на эту сумму. Поэтому штраф в несколько десятков миллионов долларов их не страшит. Если они выйдут из проекта, то потеряют гораздо больше денег».

Старший директор группы по природным ресурсам и сырьевым товарам рейтингового агентства Fitch Дмитрий Маринченко рассказал агентству РИА Новости, что перспектива польского регулятора взыскать штрафы и добиться аннулирования контрактов вызывает сомнения.

«Я полагаю, европейские участники проекта СП-2 не согласятся с требованием UOKiK и, безусловно, будут оспаривать это решение. И „Газпром“, естественно, тоже. Шансы оспорить, я думаю, есть, если не ограничиваться только судом в Варшаве, а выходить на европейские судебные инстанции», — считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. В 2016 году UOKiK не согласовал создание консорциума по строительству «Северного потока — 2» и участники изменили схему финансирования проекта с долевой на кредитную. «То есть не стали совладельцами Nord Stream 2 AG, единственным участником которого остался „Газпром“, а перешли к кредитной схеме финансирования. Польский регулятор считает, что это не меняет дела, что это скрытая форма участия все в том же консорциуме, но уже осуществляемая без согласования с ним. По сути, наверное, так оно и есть, но формально это вовсе не очевидно, и оспорить в судах такое утверждение, теоретически, можно. Если, конечно, суд не будет предвзятым», — считает эксперт. 

Ведущий аналитик ФНЭБ и эксперт Финансового университета при правительстве России Игорь Юшков уверен, что антимонопольный орган Польши явно превышает полномочия, так как занимается не развитием конкуренции в своей стране, а выступает как инструмент санкций в международных отношениях. Поэтому шансы «Газпрома» и его партнеров хорошие.

Изначальное решение польского регулятора само по себе спорно и безосновательно, полагает исполнительный директор британского аналитического агентства по рискам IHS Markit Лоран Русецкас. Он указывает на то, что UOKiK говорил о негативном влиянии консорциума на конкуренцию на польском газовом рынке, но так и не принял ни одного официального решения.

«Замечу, у регулятора не было ни одного аргумента, что сам „Северный поток — 2“ негативно влияет на польский газовый рынок. Речь шла о слиянии, так как только это может являться предметом рассмотрения для UOKiK. В таком случае каким образом разная структура собственников „Северного потока — 2“ может повлиять на конкуренцию на польском рынке? Не может. Это дело всегда было попыткой достичь конкретного результата вне зависимости от фактов и рамок антитрастового законодательства», — написал Лоран Русецкас в Twitter.

В подтверждение этому один из европейских партнеров «Газпрома» уже заявил, что в Варшаве слишком свободно трактуют законодательство. «Wintershall Dea убеждена, что польский антимонопольный регулятор в данном случае применяет нетрадиционный подход, прилагая широкое толкование понятия концентрации», — заявили в пресс-службе немецкой компании.

Аналитик международной платформы ICIS Том Мажец-Мансер при этом заметил, что, если антимонопольный орган Польши так озабочен конкуренцией на рынке газа и лучшими потребительскими ценами, почему он не смотрит на нынешнее состояние самого польского газового рынка. «Могли ли антироссийские политические настроения стать причиной всей пьесы??? Неее, глупая идея…» — иронично написал в соцсети эксперт.

Аналитик ICIS не случайно заговорил о ситуации на газовом рынке Польши. Трейдеры импортного трубопроводного газа требуют, чтобы польские власти предоставили им такие же права, как и импортерам СПГ. Речь идет о том, что с октября 2023 года тех освободят от обязательств по созданию запасов газа в хранилище Польши. Европейская федерация трейдеров энергоресурсами (EFET), членами которой являются более 130 международных компаний, заявила, что все мощности единственного терминала СПГ забронировала госкомпания PGNiG и таким образом именно она выиграет от решения польских властей и никакого усиления конкуренции на польском рынке не будет. Более того, госкомпания владеет почти всем хранилищем и установила высокие тарифы для трейдеров. 

Как отмечает издание Montel, обязательства по наличию запасов газа в хранилище для трейдеров, которые импортируют меньше 100 млн кубометров газа в год, установили в Польше в 2016 году. И после этого, по данным регулятора ERO, многие компании покинули польский рынок. В ноябре прошлого года Еврокомиссия заявила, что польские обязательства для трейдеров нарушают законодательство ЕС и уже вызвали искажение рынка.

«Когда Польша объявила о введении обязательств, правительство ссылалось на безопасность поставок из-за зависимости от российского газа, однако долгосрочный контракт с „Газпромом“ завершается в 2022 году, так почему же обязательства сохраняются?» — сказал Montel один из трейдеров.

Источник: EADaily, 08.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики