Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новый удар по «Северному потоку-2»: эксперты оценили санкции США

Новый удар по «Северному потоку-2»: эксперты оценили санкции США

Газопровод может лишиться десятков зарубежных подрядчиков

Вашингтон объяснил, кого касаются действующие ограничения, связанные с «Северным потоком-2» (СП-2), и фактически значительно расширил число санкционных мишеней, то есть, зарубежных партнеров «Газпрома», которых могут задеть претензии американцев. Помимо судовладельцев, предоставляющих проекту свои транспортные средства, от санкций могут пострадать фирмы, обеспечивающие услуги по ремонту и обслуживанию кораблей.

Новая интерпретация ограничений может привести к тому, что многие из задействованных в создании СП-2 иностранных компаний испугаются угроз Вашингтона и покинут проект. На вопрос, способен ли «Газпром» дать достойный ответ заокеанским недоброжелателям и достроить последнюю нитку газопровода, ответили профильные эксперты «МК».

«С одной стороны, внесенные Госдепом США разъяснения в действующие санкции в ближайшей перспективе напугают зарубежных партнеров «Газпрома» и некоторые, как и швейцарская Allseas, ранее отказавшая российской компании в своих судах, также решат не рисковать и покинут проект, ⸻ говорит директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. ⸻ С другой стороны, нельзя забывать, что европейские компании уже вложили в этот проект около $5 млрд. Еще $2 млрд они направили на строительство сухопутного продолжения СП-2, которое также уже практически завершено. Вряд ли инвесторы с легкостью забудут о таких значительных вложениях и не станут защищать свои активы. В свою очередь, европейские политики, предвыборные кампании многих из которых обеспечиваются участниками СП-2, наверняка продолжат оказывать газопроводу моральную поддержку. Дело в том, что у стран Старого Света нет альтернативы этому проекту: он проложен примерно на 95%. Других новых газовых маршрутов в Европу, реализованных в таких объемах, не существует. Можно было бы расширить украинский газотранспортный коридор через Украину, но это требует вложений еще в $7 млрд, причем, пока зарубежные инвесторы не спешат предоставлять Незалежной кредиты на модернизацию ГТС».

Алексей Гривач, заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности, считает, что санкции США против СП-2 сформулированы достаточно абстрактно. «Это стиль американской администрации в этом вопросе — создать максимальную неопределенность и максимально усложнить работу над завершением проекта. Но, думаю, что даже их авторы не ожидают прекращения строительства газопровода на нынешней стадии и он в итоге будет запущен в эксплуатацию. Впрочем, нельзя исключать, что в будущем Вашингтон продолжит ужесточать ограничения против партнеров «Газпрома» по этому проекту. Например, расширит санкции на компании, которые будут обслуживать непосредственную работу газопровода. Поэтому «Газпрому» уже в настоящее время необходимо задуматься над обеспечением технологической непрерывности эксплуатации и обслуживания морских участков СП-2 за счет собственных ресурсов, а также, возможно, сформировать пул компаний, которые будут предоставлять все необходимые услуги, игнорируя санкции».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики