Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина снова не пускает российский газ в свою трубу

Украина снова не пускает российский газ в свою трубу

Незалежная собирается перекачивать «голубое топливо» из Азии

Украина неожиданно сделала громкое заявление по газу: в ближайшее время Киев более чем вдвое сократит поставки «голубого топлива» по своим трубам, в первую очередь, отказавшись от транзита российского сырья. По словам главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, оставшиеся свободными газотранспортные мощности можно будет заполнить альтернативным топливом из азиатских республик. Российские эксперты считают, что Киев блефует, поскольку в его интересах сохранить нынешнюю схему транзита.

В словах Макогона присутствует логика: максимальная мощность компрессорных станций Газо-транспортной системы Украины позволяет ежегодно транспортировать 145 млрд кубометров. Согласно пятилетнему соглашению о продлении транзита российского «голубого топлива» через Незалежную, подписанному около года назад, в 2020-м «Газпром» гарантирует прокачку по этому маршруту не менее 65 млрд кубометров газа. В оставшийся срок контракта монополия будет обеспечивать загрузку украинских ГТС в объеме 40 млрд в год.

После пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» (который, как известно, прокладывается в обход Украины), даже эти небольшие транзитные мощности уже не понадобятся «Газпрому», поскольку концерну станет доступен новый, более современный канал экспорта топлива в европейские страны. «Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы сейчас имеем. Придется поэтапно отказаться от 60-70% мощностей, потому что они просто не нужны», — пояснил Макогон.

Одновременно Украина собирается обеспечить свободный транзит по своей транспортной системе газу из Центральной Азии в ЕС. Причем, для доставки сырья до границы Незалежной, Киев собирается задействовать российские трубопроводные мощности. «Десять лет назад Туркменистан и Казахстан могли через Россию продавать газ в Европу, которая заинтересована в этих источниках. Мы продолжим борьбу с «Газпромом» и будем добиваться поддержки Евросоюза», — пообещал Макогон.

Вместе с тем, в ультиматуме украинского энергетического чиновника можно заметить несколько противоречий. Во-первых, уже в настоящее время украинская ГТС работает вполсилы: на днях стало известно, что за девять месяцев 2020 года она потеряла 40% транзитных мощностей. Во-вторых, в первом полугодии поставки российского газа через территорию Незалежной действительно сократились — еще летом Киев прогнозировал, что «Газпром» использует около 77% забронированных мощностей.

Между тем, падение транзита произошло по причине значительного сокращения спроса на «голубое топливо» в Европе: по расчетам Национального рейтингового агентства, в результате пандемии коронавируса и из-за теплой погоды в странах Старого Света, экспорт российского газа по итогам года сократится на 16%. «Газпром» со своей стороны располагает возможностью поставить топливо в заявленных параметрах и не отказывается от условий контракта. При этом Киев признает, что российская монополия «все оплачивает в полном объеме».

По словам главы ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, запуск «Северного потока-2» действительно может позволить «Газпрому» полностью прекратить транзит своего сырья через Украину. Правда, подобный поворот навредит, скорее, Киеву, нежели Москве. Новый газопровод сможет восполнить используемые сейчас мощности украинских труб. Но в таком случае под большим вопросом окажется исполнение инвестиционных планов Незалежной по развитию собственной ГТС. Как утверждает Макогон в течение следующих 10 лет в газотранспортную систему предполагается вложить до $1,5 млрд, которые будут направлены на замену компрессорных станций. В этом году «Газпром», на топливо которого приходится львиная доля украинского транзита, по словам руководителя «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, заплатит Украине около $2 млрд. Без этих средств, инвестиционные возможности Киева для развития своей ГТС будут ограничиваться $20 млн — именно столько сейчас ежегодно тратится на техобслуживание, ремонтные работы и диагностику украинской трубопроводной системы.

У аналитиков также вызывает недоумение намерение Киева прокачивать по своим трубам азиатское топливо. По оценке эксперта ФНЭБ и Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, Россия по запросу Украины сможет поставлять по своей территории газ из Азии, однако вряд ли это сырье окажется конкурентоспособным с российским газом: транспортные издержки, включая тарифы на прокачку, приведут к его высокой стоимости. «Намерение Украины вдвое сократить использование мощностей ГТС похвально — зачем платить за трубы, которые скоро перестанут востребованными, — отмечает собеседник «МК». — Однако заявление Макогона можно рассматривать как блеф, поскольку в интересах Киева, которому хочется немного порисоваться перед Европой, сохранить нынешнюю схему закупок и транзита: перекачивать российский газ в установленных в соглашении объемах, но закупать при этом топливо на реверсной основе у европейских посредников».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики