Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Украина снова не пускает российский газ в свою трубу

Украина снова не пускает российский газ в свою трубу

Незалежная собирается перекачивать «голубое топливо» из Азии

Украина неожиданно сделала громкое заявление по газу: в ближайшее время Киев более чем вдвое сократит поставки «голубого топлива» по своим трубам, в первую очередь, отказавшись от транзита российского сырья. По словам главы «Оператора ГТС Украины» Сергея Макогона, оставшиеся свободными газотранспортные мощности можно будет заполнить альтернативным топливом из азиатских республик. Российские эксперты считают, что Киев блефует, поскольку в его интересах сохранить нынешнюю схему транзита.

В словах Макогона присутствует логика: максимальная мощность компрессорных станций Газо-транспортной системы Украины позволяет ежегодно транспортировать 145 млрд кубометров. Согласно пятилетнему соглашению о продлении транзита российского «голубого топлива» через Незалежную, подписанному около года назад, в 2020-м «Газпром» гарантирует прокачку по этому маршруту не менее 65 млрд кубометров газа. В оставшийся срок контракта монополия будет обеспечивать загрузку украинских ГТС в объеме 40 млрд в год.

После пуска в эксплуатацию «Северного потока-2» (который, как известно, прокладывается в обход Украины), даже эти небольшие транзитные мощности уже не понадобятся «Газпрому», поскольку концерну станет доступен новый, более современный канал экспорта топлива в европейские страны. «Нам не нужна такая компрессорная мощность, которую мы сейчас имеем. Придется поэтапно отказаться от 60-70% мощностей, потому что они просто не нужны», — пояснил Макогон.

Одновременно Украина собирается обеспечить свободный транзит по своей транспортной системе газу из Центральной Азии в ЕС. Причем, для доставки сырья до границы Незалежной, Киев собирается задействовать российские трубопроводные мощности. «Десять лет назад Туркменистан и Казахстан могли через Россию продавать газ в Европу, которая заинтересована в этих источниках. Мы продолжим борьбу с «Газпромом» и будем добиваться поддержки Евросоюза», — пообещал Макогон.

Вместе с тем, в ультиматуме украинского энергетического чиновника можно заметить несколько противоречий. Во-первых, уже в настоящее время украинская ГТС работает вполсилы: на днях стало известно, что за девять месяцев 2020 года она потеряла 40% транзитных мощностей. Во-вторых, в первом полугодии поставки российского газа через территорию Незалежной действительно сократились — еще летом Киев прогнозировал, что «Газпром» использует около 77% забронированных мощностей.

Между тем, падение транзита произошло по причине значительного сокращения спроса на «голубое топливо» в Европе: по расчетам Национального рейтингового агентства, в результате пандемии коронавируса и из-за теплой погоды в странах Старого Света, экспорт российского газа по итогам года сократится на 16%. «Газпром» со своей стороны располагает возможностью поставить топливо в заявленных параметрах и не отказывается от условий контракта. При этом Киев признает, что российская монополия «все оплачивает в полном объеме».

По словам главы ИАЦ «Альпари» Александра Разуваева, запуск «Северного потока-2» действительно может позволить «Газпрому» полностью прекратить транзит своего сырья через Украину. Правда, подобный поворот навредит, скорее, Киеву, нежели Москве. Новый газопровод сможет восполнить используемые сейчас мощности украинских труб. Но в таком случае под большим вопросом окажется исполнение инвестиционных планов Незалежной по развитию собственной ГТС. Как утверждает Макогон в течение следующих 10 лет в газотранспортную систему предполагается вложить до $1,5 млрд, которые будут направлены на замену компрессорных станций. В этом году «Газпром», на топливо которого приходится львиная доля украинского транзита, по словам руководителя «Нафтогаза Украины» Андрея Коболева, заплатит Украине около $2 млрд. Без этих средств, инвестиционные возможности Киева для развития своей ГТС будут ограничиваться $20 млн — именно столько сейчас ежегодно тратится на техобслуживание, ремонтные работы и диагностику украинской трубопроводной системы.

У аналитиков также вызывает недоумение намерение Киева прокачивать по своим трубам азиатское топливо. По оценке эксперта ФНЭБ и Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, Россия по запросу Украины сможет поставлять по своей территории газ из Азии, однако вряд ли это сырье окажется конкурентоспособным с российским газом: транспортные издержки, включая тарифы на прокачку, приведут к его высокой стоимости. «Намерение Украины вдвое сократить использование мощностей ГТС похвально — зачем платить за трубы, которые скоро перестанут востребованными, — отмечает собеседник «МК». — Однако заявление Макогона можно рассматривать как блеф, поскольку в интересах Киева, которому хочется немного порисоваться перед Европой, сохранить нынешнюю схему закупок и транзита: перекачивать российский газ в установленных в соглашении объемах, но закупать при этом топливо на реверсной основе у европейских посредников».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 20.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики