Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Дорого: Минэнерго Литвы предлагает снизить обязательные закупки СПГ вдвое

Дорого: Минэнерго Литвы предлагает снизить обязательные закупки СПГ вдвое

В Литве хотят снизить затраты на терминал СПГ в Клайпеде. Едва ли не половина их — это убытки госкомпании от закупки обязательных объемов сжиженного газа. В Вильнюсе предлагают снизить их вдвое. Это может стать подарком «Газпрому», если его цены окажутся ниже, чем на СПГ.

Ежегодно литовская госкомпания Ignitis обязана закупать технологический газ для работы терминала в Клайпеде и обеспечивать поставку в страну не менее 4 грузов СПГ (около 400 млн кубометров). Такая система поддержки системы диверсификации источников газа за счет налогоплательщиков привела к тому, что в прошлом газовом году (с октября 2019 года по сентябрь 2020-го) она начала обходиться почти во столько же, во сколько обслуживание инфраструктуры терминала и само судно по регазификации.

«К сожалению, в настоящее время складывается парадоксальная ситуация, когда затраты на поставку необходимого количества СПГ, необходимого для обеспечения непрерывной работы терминала и необходимых технологических процессов, а также операционные убытки назначенного поставщика начинают обходиться всем потребителям газа во столько же или даже больше, чем ежегодное обслуживание инфраструктуры Клайпедского СПГ-терминала. Последние два года являются рекордными по количеству отгруженных в Клайпеду грузов СПГ, поэтому такая ситуация недопустима и необходимо искать решения по снижению операционных потерь назначенного поставщика», — заявил министр энергетики Литвы Жигимантас Вайчюнас, сообщает пресс-служба ведомства. 

В Минэнерго Литвы отметили, что назначенный поставщик должен закупать СПГ как можно выгоднее и цена технического газа не должна существенно отличаться от той стоимости, по которой закупают другие компании. Однако получилось не так. Из 58 млн евро общих затрат около 25 млн евро пришлись на технический газ и операционные убытки госкомпании.

По данным Klaipedos nafta, в ушедшем газовом году поставки СПГ на терминал в Клайпеде достигли уровня в 2,27 млрд кубометров — на 70% больше, чем годом ранее. Такая загрузка связана с падением спотовых цен на газ, что позволило коммерческим компаниям Литвы закупать СПГ дешевле, чем трубопроводный газ.

В то же время госкомпания Ignitis покупала законтрактованный СПГ у норвежцев по высокой цене, полагает заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. «На входе в ГТС стоимость газа оказывается выше установленных на внутреннем рынке тарифов», — замечает эксперт.

В литовском энергетическом ведомстве рассчитывают, что объемы поставок в Клайпеду сохранятся, и подготовили законопроект, чтобы снять бремя СПГ с налогоплательщиков. В документе предлагается сократить количество обязательных к закупке грузов с четырех до двух.

В ведомстве рассчитывают, что тогда общие затраты снизятся с 58 млн евро до 35 млн. 29 млн евро из них придется на содержание терминала, а остальные шесть — на закупку технологического газа и убытки госкомпании. В Минэнерго Литвы отметили, что в 2016 году все расходы обошлись стране в 100 млн евро. Терминал СПГ в Клайпеде изначально создавался для того, что снизить зависимость Литвы от российского газа, однако экономически оказался очень спорным проектом, что и подтверждают нынешние усилия Минэнерго страны сбросить бремя затрат на терминал. В этом случае закупки российского газа или СПГ могут только вырасти, так как Ignitis является главной газопоставляющей компанией страны и будет в случае принятия законопроекта менее обременена обязательствами по выкупу СПГ.

Источник: EADaily, 28.10.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики