Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Отказ от «Голубого потока-2»

Отказ от «Голубого потока-2»

В ходе прошедшего 8 июня стамбульского саммита — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии — российский премьер Владимир Путин сделал заявление, которое будет иметь отношение одновременно как к экономическому измерению энергетических проектов «Южного транспортного коридора», так и к политическим процессам в регионе. По словам главы российского правительства, газопровод «Голубой поток 2» не будет тянуться до Израиля.

Подобное заявление фактически означает полный отказ России от данного проекта, поскольку кроме как на израильских потребителей он и рассчитывался. По крайней мере, в последние годы, поскольку изначально существовавший план использовать «Голубой поток-2» как дополнительный маршрут для поставок газа в Европу был в свое время отвергнут и заменен на проект South Stream. «Голубому потоку-2» стали отводить довольно локальную роль снабжения еврейского государства, с которым у России вроде бы улучшались отношения (проявлением чего стала отмена виз).

Однако буквально несколько месяцев назад стало известно об открытии в Израиле собственных крупных запасов газа, что вполне может в перспективе превратить еврейское государство из импортера в поставщика «голубого топлива» на внешние рынки. Следовательно, экономический стимул строить «Голубой поток-2» отпал.

А вместе с экономикой трансформации подверглась и политическая линия Москвы, которая явно дала понять Тель-Авиву, что намеки последних месяцев о возможном согласии РФ на действительно серьезные санкции против Ирана так и останутся лишь намеками. Жесткие санкции, которые могли бы поколебать «режим аятолл» (запрет на покупку иранской нефти и запрет на поступку в Исламскую республику нефтепродуктов) Москва не поддержит. Тут позиция России скорее будет сходна с позицией нынешнего руководства Турции, занимающего хотя и умеренные, но исламистские взгляды, и пытающегося поднять свою популярность за счет намеренного ухудшения отношения с Израилем. Интерес Москвы понятен — ведь ей в настоящее время остро необходимо получить согласие Анкары на строительство South Stream в турецкой исключительной экономической хоне в Черном море. Так что в разворачивающемся турецко-израильском противостоянии Россия и по политическим, и по экономическим причинам скорее поддержит Анкару.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики