Главная > Актуальные комментарии > Актуальные сюжеты > Отказ от «Голубого потока-2»

Отказ от «Голубого потока-2»

В ходе прошедшего 8 июня стамбульского саммита — Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии — российский премьер Владимир Путин сделал заявление, которое будет иметь отношение одновременно как к экономическому измерению энергетических проектов «Южного транспортного коридора», так и к политическим процессам в регионе. По словам главы российского правительства, газопровод «Голубой поток 2» не будет тянуться до Израиля.

Подобное заявление фактически означает полный отказ России от данного проекта, поскольку кроме как на израильских потребителей он и рассчитывался. По крайней мере, в последние годы, поскольку изначально существовавший план использовать «Голубой поток-2» как дополнительный маршрут для поставок газа в Европу был в свое время отвергнут и заменен на проект South Stream. «Голубому потоку-2» стали отводить довольно локальную роль снабжения еврейского государства, с которым у России вроде бы улучшались отношения (проявлением чего стала отмена виз).

Однако буквально несколько месяцев назад стало известно об открытии в Израиле собственных крупных запасов газа, что вполне может в перспективе превратить еврейское государство из импортера в поставщика «голубого топлива» на внешние рынки. Следовательно, экономический стимул строить «Голубой поток-2» отпал.

А вместе с экономикой трансформации подверглась и политическая линия Москвы, которая явно дала понять Тель-Авиву, что намеки последних месяцев о возможном согласии РФ на действительно серьезные санкции против Ирана так и останутся лишь намеками. Жесткие санкции, которые могли бы поколебать «режим аятолл» (запрет на покупку иранской нефти и запрет на поступку в Исламскую республику нефтепродуктов) Москва не поддержит. Тут позиция России скорее будет сходна с позицией нынешнего руководства Турции, занимающего хотя и умеренные, но исламистские взгляды, и пытающегося поднять свою популярность за счет намеренного ухудшения отношения с Израилем. Интерес Москвы понятен — ведь ей в настоящее время остро необходимо получить согласие Анкары на строительство South Stream в турецкой исключительной экономической хоне в Черном море. Так что в разворачивающемся турецко-израильском противостоянии Россия и по политическим, и по экономическим причинам скорее поддержит Анкару.

Автор: Станислав Митрахович, ведущий эксперт ФНЭБ


Аналитическая серия «ТЭК России»:

Три года под санкциями: как они повлияли на российский ТЭК?
Время летит быстро – прошли уже три года с весны 2014 года, когда Крым вернулся в состав РФ. Практически сразу против России были введены санкции, которые напрямую затронули нефтегазовый комплекс – основную отрасль российской экономики. Уже можно подвести первые итоги – как российский нефтегаз приспособился к санкционному режиму, насколько фатальными оказались его потери и как санкции повлияли на решимость иностранных компаний работать в России.
Рынок Азии: потенциал российского нефтегазового экспорта на восток
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2016 году и перспективы 2017 года
«Газпром»: Голиаф сдаваться не намерен
Противоречия между основными игроками на газовом рынке в России продолжают накапливаться – депрессия на стороне спроса и наращивание предложения независимых производителей ограничивают добычу «Газпрома» и делают конкуренцию за платежеспособных потребителей острее, создавая почву для новых интриг вокруг конфигурации отрасли. На внешних рынках, напротив, складывается позитивная ситуация. Восточное направление также не остается без внимания.
Налоговая политика в отношении нефтегаза в период бюджетного дефицита
Отношения Минфина и отрасли в эпоху «нефти по 100» складывались на основе «ножниц Кудрина» - доходы свыше отметки в 60 долларов за баррель просто срезались в пользу федерального бюджета. Но это позволяло нефтяным компаниям сравнительно спокойно относиться к падению цен на нефть и даже получать выгоду, как бы парадоксально это не звучало. Ведь обвал нефтяных цен традиционно сопровождается падением курса рубля, что выгодно экспортерам. Однако радоваться ТЭКу не пришлось. Столкнушвись с бюджетным дефицитом, Минфин все равно обратил свои взоры на отрасль, придумав для нее новые налоговые изъятия. Министерство получило мощный аргумент в свою пользу: добыча нефти в 2016 показывает рекордный рост, и это позволяет ведомству заявлять, что финансовая ситуация не так и плоха, как о ней рассуждают нефтегазовые компании. В результате бюджетная трехлетка (2017-2019 гг.) может стать для отрасли проблемной, хотя нефтегаз, наоборот, рассчитывал на запуск новой налоговой системы на основе налогообложения прибыли.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики