Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Газпром" обжаловал решение польского регулятора по "Северному потоку 2"

"Газпром" обжаловал решение польского регулятора по "Северному потоку 2"

"Газпром" в среду оспорил решение польского регулятора UOKiK, который в октябре обвинил компанию в нарушении антимонопольных законов страны строительством "Северного потока 2" и присудил ей штраф в 6,5 миллиарда евро.

Польский антимонопольный регулятор пытается противостоять проекту "Северный поток 2" еще с 2018 года. Тогда UOKiK предъявило "Газпрому" и пяти европейским партнерам по проекту — OMV, Wintershall, Shell, Uniper и Engie — обвинения в нарушении антимонопольного законодательства Польши из-за финансирования строительства газопровода.

В 2019 году регулятор в рамках этого дела оштрафовал французскую Engie из-за непредоставления информации, необходимой для расследования. 

 

"Газпром" в текущем году также сообщал, что UOKiK регулярно обращается и в российскую компанию с запросом о предоставлении данных по делу, а в августе он был оштрафован на 50 миллионов евро за несотрудничество — это максимальная санкция, предусмотренная законодательством страны за непредоставление информации. "Газпром" в тот же день сообщил, что обжалует решение и подчеркнул, что запрошенные данные не имели никакой связи с предметом антимонопольного расследования.

ПОЛЬША ПОДНИМАЕТ СТАВКИ

В октябре UOKiK вернулся с итогами своего длительного расследования. Проект "Северный поток 2" реализовывает "дочка" "Газпрома" Nord Stream 2 AG, привлекая финансирование у европейских компаний. Однако, по мнению польского ведомства, фактически за этим скрывается консорциум, а условия финансирования проекта были определены таким образом, чтобы партнеры впоследствии могли получить в нем долю.

Регулятор считает, что такая ситуация препятствует конкуренции на европейском газовом рынке и может привести к росту цен на газ для конечных покупателей, в том числе в самой Польше.

На этом основании антимонопольный орган присудил новые штрафы в адрес участников проекта. "Газпром" был оштрафован на сумму 29 миллиардов злотых (около 6,5 миллиарда евро), а европейские партнеры проекта — на общую сумму в 234 миллиона злотых (около 52,1 миллиона евро). Регулятор также сообщил, что партнеры по "Северному потоку 2" обязаны разорвать соглашения о финансировании строительства газопровода в течение 30 дней.

ОТВЕТ "ГАЗПРОМА" И ПАРТНЕРОВ

Первой на новости о вердикте UOKiK отреагировала австрийская OMV, сообщив, что получила решение регулятора и подробно его проанализирует. А в понедельник компания также первой из партнеров проекта сообщила РИА Новости, что будет оспаривать действия польского антимонопольного органа в суде. Немецкие Wintershall Dea и Uniper говорили, что также рассматривают подачу апелляции, Uniper отмечала при этом, что принятие соответствующего итогового решения может занять до четырёх-пяти лет.

В среду о подаче апелляции на решение польского ведомства сообщил и "Газпром". Символично, что заявление было сделано в День народного единства — праздник в честь победы народного ополчения над войсками Речи Посполитой.

Сам факт подачи апелляции был вполне ожидаем, прокомментировал РИА Новости замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. Тем не менее, по мнению эксперта, выиграть суд в Польше "Газпрому" будет сложно.

"Ни у кого нет сомнений, что решение регулятора политически мотивировано. Польская судебная система испытывает сильное воздействие со стороны правительства страны, поэтому рассчитывать на справедливое рассмотрение сложно. В то же время на международном уровне успех гораздо более вероятен, хотя это может растянуться на долгие годы разбирательств", — заключил Гривач.

Источник: ПРАЙМ, 04.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики