Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > В Европе формируются антипольские настроения из-за "Северного потока 2"

В Европе формируются антипольские настроения из-за "Северного потока 2"

Польше вряд ли удастся получить от "Газпрома" штраф в 6,5 миллиардов евро, более того, при поддержке зарубежных партнеров велик шанс обжаловать дело в европейском суде. Там могут посчитать, что поляки "слишком много на себя берут" и отменить или серьезно снизить штраф. Затормозить строительство "Северного потока 2" при любом раскладе у них не получится, считают опрошенные "Прайм" эксперты.

"Газпром" 4 ноября подал апелляцию на решение польского регулятора UOKiK, который в октябре обвинил российскую компанию в нарушении антимонопольных законов страны строительством "Северного потока 2" и присудил ей штраф в 6,5 миллиарда евро.

Противостояние между Россией и Польшей в газовой сфере идет с 2018 года. Тогда UOKiK предъявил "Газпрому" и пяти европейским партнерам по проекту — OMV, Wintershall, Shell, Uniper и Engie — обвинения в нарушении антимонопольного законодательства Польши из-за финансирования строительства газопровода.  

В октябре этого года польский регулятор заявил, что за проектом, реализуемым "дочкой" "Газпрома" Nord Stream 2 AG, которая привлекала финансирование пяти европейских компаний, скрывается консорциум. UOKiK считает, что это препятствует конкуренции на европейском газовом рынке и может привести к росту цен на газ для конечных покупателей.

На этом основании "Газпрому" и его партнёрам были присуждены огромные штрафы. Также регулятор потребовал от партнеров российской компании по "Северному потоку 2" разорвать соглашения о финансировании строительства газопровода в течение 30 дней.

Европейские партнеры "Газпрома" планируют выступить с ним "единым фронтом". Австрийская OMV уже сообщила, что будет оспаривать действия польского антимонопольного органа в суде. Немецкие Wintershall Dea и Uniper говорили, что также рассматривают подачу апелляции, Uniper отмечала при этом, что принятие соответствующего итогового решения может занять до четырёх-пяти лет.

Опрошенные "Прайм" эксперты уверены, что Польша, принимая такие решения, разжигает очередной международный скандал и уж точно не сможет добиться выплаты штрафов от компаний.

ДОРОГА В ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД

Обжалование "Газпромом" решения UOKiK было ожидаемым, так как компания будет использовать все возможные правовые инструменты, чтобы отменить назначенный штраф. Однако велика вероятность того, что российская компания все равно проиграет очередной суд в Польше.

И тут главная задача "Газпрома" в этом разбирательстве – подать апелляцию на решение польского регулятора в Европейский суд. Только там у компании есть шанс выиграть это дело, считает генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он объясняет это тем, что Польша, принимая такие решения, бросает вызов не только "Газпрому", но и всей антимонопольной системе Европейского союза.

"Ранее антимонопольный регулятор ЕС уже проводил расследование по делам "Газпрома", и не выписал никакого штрафа, а теперь получается, что Польша перетягивает одеяло на себя. И естественно, у Брюсселя возникнут вопросы – не слишком ли много она на себя берет", — рассуждает эксперт.

Доверие к польским судам в Евросоюзе стремительно сокращается с 2015 года, когда были проведены скандальные правовые реформы, усилившие политическое влияние в юридической сфере, добавляет ведущий юрист компании Объединенный юридический центр "Парфенон" Павел Уткин. И это увеличивает шансы того, что европейский суд возьмется за разбирательство.

"Учитывая тот факт, что у Польши есть корыстный интерес в газовой сфере и крайне высокий размер штрафа, не свойственный для подобных дел, присутствуют шансы, как минимум, на значительное снижение суммы штрафа в том случае, если удастся вывести вопрос на общеевропейский уровень", — объясняет юрист.

Даже если "Газпрому" не удастся обжаловать решение польской UOKiK, он может отказаться платить штраф в добровольном порядке. Но в этом случае будут использованы механизмы принудительного взыскания в отношении активов компании, расположенных в других странах, отмечает старший юрист "BMS Law Firm" Владимир Шалаев.

В любом из вариантов развития событий российская компания может получить затяжной судебные процесс и проблемы с ведением операций на территории Польши. Но шансов на то, что это разбирательство поможет заблокировать проект, у Польши нет, так как газопровод не проходит по территории страны и не находится в ее исключительной экономической зоне, добавляет Уткин.

НА ВСЕ РАДИ ЭКОНОМИИ

Вместе с тем, эксперты обращают внимание, что конфликт "Газпрома" и Польши по "Северному потоку 2" необходимо рассматривать в комплексе с другими проблемами, существующими между странами в газовой сфере. Нельзя исключать, что Польша своими действиями пытается загнать Россию в угол.

Так, например, год назад Польша во всеуслышание заявила, что не собирается продлевать контакт с "Газпромом" на поставку газа после января 2022 года. Амбициозные польские власти всерьез собирались отказаться от российского газа и полностью перейти на альтернативные энергопоставки. По сути, это значит, что Польша полностью хочет отказаться от энергетического сотрудничества с Россией как такового.

"Теперь же поляки требуют от "Газпрома" предоставить им скидку на газ. И фактически ставят ультиматум – если скидки не будет, не будет и нового долгосрочного контракта", — отмечает генеральный директор "Института национальной энергетики" Сергей Правосудов.

На фоне судов по "Северному потоку 2" это выглядит, как очередное запугивание "Газпрома". Вполне вероятно, что поляки попытаются увязать в этот конфликт еще одну историю. Она касается газопровода "Ямал – Европа". В мае этого года Польша отказалась вести транзит сырья по соглашению о трубопроводе и "Газпрому" пришлось закупать мощности газопровода на аукционах. И, вероятно, скоро появятся новые ультиматумы — либо повышение транзитных ставок, либо изменение цены газа для Польши в меньшую сторону. Нет сомнений, что Польша пойдет на все, ради своей выгоды, заключили эксперты.

Автор: Валерия Княгинина

Источник: ПРАЙМ, 05.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики