Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поиски источников финансирования приведут к пересмотру проекта газификации

Поиски источников финансирования приведут к пересмотру проекта газификации

Стоимость газификации в России в размере 1,9 трлн рублей побудит властей пересмотреть подход и решить важные проблемы в процессе, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в статье для журнала «Энергетическая политика» написал, что реализация программ газификации оценивается практически в 2 трлн рублей, поэтому потребуется дополнительные источники финансирования помимо инвестиционной программы «Газпрома».

Глава ведомства подчеркнул, что газификация – это «одна из основных социальных задач страны». Однако «реализация всего комплекса затрат на газификацию, включая строительство магистральной инфраструктуры, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов и вводов, за счет инвестиционной программы «Газпрома» в текущей конъюнктуре мирового газового рынка потребует значительных ресурсов, что приведет к выпадающим доходам федерального бюджета».

«Полномочия «Газпрома» по газификации заканчиваются на границах населенных пунктов. Компания тянет магистральные газопроводы, подводит их к городам или селам, где далее за процесс платит региональная власть, не имеющая на это средства.

Отсюда возникает проблема, которая фактически лишает потребителей ресурса. «Газпром» не может обеспечить газификацию внутри населенных пунктов – это запрещено. Но решить указанный вопрос можно, запустив компанию в города, села или поселки», - прокомментировал эксперт Игорь Юшков.

При необходимости будут вырабатываться дополнительные инициативы и стимулы по ускорению газификации страны и доведению этого уровня до целевого показателя 83% к 2030 году.

«В российской компании обсуждались варианты финансирования, так как «Газпром» понимает, что не в состоянии произвести газификацию за свой счет. Предлагалось ввести дополнительные облигации, но опять не понятно, сможет ли компания привлечь столь большие суммы, необходимые для ускоренного процесса.

Если «Газпрому» в итоге не дадут средств, то их заложат в тариф для населения. Данный момент будет негативным, так как люди стремятся газифицировать участки ради экономии», - отметил собеседник агентства.

Источники финансирования

Региональные программы газификации утверждены в 76 субъектах страны, и в 2019 году уровень газификации достиг 70,1%. Ранее сообщалось, что заместитель главы Минэнерго РФ Павел Сорокин неофициально заявил, что ведомство направило на согласование федеральным органам исполнительной власти дорожную карту по газификации страны.

В документе предусмотрены различные источники финансирования, которые позволят закрыть недостающий у «Газпрома» объем средств на завершение газификации. Параллельно ведомство готовит предложения, которые позволят снизить стоимость строительства малотоннажных заводов по производству сжиженного природного газа на 32%.

«Вопрос об источниках финансирования действительно можно назвать основным. Власти могут предоставить «Газпрому» дотации из федерального бюджета, но он дефицитный из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции. Поэтому сложно предсказать ускоренную газификацию в период с 2021 по 2022 года.

Думаю, что сложное экономическое положение побудит искать сразу несколько источников. Может быть, «Газпром» все же решит размещать облигации и возьмет на себя расходы. Последнее возможно в связи с тем, что крупные проекты компании подходят к завершению, а значит сократятся затраты. Например, уже протянута основная труба «Силы Сибири», «Северный поток – 2» достроен на 97%, завершена прокладка трубопроводов на южном направлении», - рассказал эксперт.

Меньшие затраты, уверены в Министерстве энергетики России, помогли бы газифицировать отдаленные малонаселенные территории. Министр Александр Новак отметил, что «для активизации этого процесса» подготовлен «ряд предложений нормативного и регуляторного характера», так как основной задачей министерства является эффективное использование всех способов «доведения газа до населения» и применение индивидуального подхода «для газификации конкретного региона или населенного пункта, в том числе с использованием альтернативных методов в виде сжиженного природного газа (СПГ)».

В начале июня президент РФ Владимир Путин поручил «Газпрому» и ответственным ведомствам обеспечить «поэтапное завершение газификации к 2024 и 2030 годам» и довести показатель по газификации до 83%. Остальные 17% территории страны будут получать необходимые услуги с помощью другого вида энергоносителя.

Трудности газификации

Министерство энергетики России прорабатывает совместно с региональными властями, обсуждает составление топливно-энергетического баланса, который определит потребность каждого региона в газе. Ожидается, что итогом работы станет генеральная схема газовой отрасли и газификации страны.

Дорожная карта также подразумевает введение понятия единого регионального оператора газификации, который возьмет на себя решение всех задач и ответственность за газификацию, что позволит снять административные барьеры и повысить прозрачность.

В ведомстве уверены, что новый принцип позволит снизить стоимость подключения для максимального количества абонентов. За 2019 год удалось обеспечить газом по цене от 20 до 50 тысяч рублей 47,4% абонентов. К этой категории относятся абоненты, потребляющие не более 15 кубометров в час, а среди населения – не более 5 кубометров в час.

«Газификация в данном случае подразумевает только подвод инфраструктуры к границам участка. Но внутри него потребитель самостоятельно оплачивает прокладку газопровода по очень высокому тарифу.

Необходимо проработать и этот вопрос. Раньше выдвигалась идея разрешить россиянам использовать материнский капитал для этих целей. Помимо сложностей реализации большой программы газификации всей страны, существуют другие проблемы, которые тоже нужно решать ради того, чтобы избежать повышения тарифов на газ для населения», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 08.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики