Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поиски источников финансирования приведут к пересмотру проекта газификации

Поиски источников финансирования приведут к пересмотру проекта газификации

Стоимость газификации в России в размере 1,9 трлн рублей побудит властей пересмотреть подход и решить важные проблемы в процессе, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Министр энергетики Российской Федерации Александр Новак в статье для журнала «Энергетическая политика» написал, что реализация программ газификации оценивается практически в 2 трлн рублей, поэтому потребуется дополнительные источники финансирования помимо инвестиционной программы «Газпрома».

Глава ведомства подчеркнул, что газификация – это «одна из основных социальных задач страны». Однако «реализация всего комплекса затрат на газификацию, включая строительство магистральной инфраструктуры, межпоселковых и внутрипоселковых газопроводов и вводов, за счет инвестиционной программы «Газпрома» в текущей конъюнктуре мирового газового рынка потребует значительных ресурсов, что приведет к выпадающим доходам федерального бюджета».

«Полномочия «Газпрома» по газификации заканчиваются на границах населенных пунктов. Компания тянет магистральные газопроводы, подводит их к городам или селам, где далее за процесс платит региональная власть, не имеющая на это средства.

Отсюда возникает проблема, которая фактически лишает потребителей ресурса. «Газпром» не может обеспечить газификацию внутри населенных пунктов – это запрещено. Но решить указанный вопрос можно, запустив компанию в города, села или поселки», - прокомментировал эксперт Игорь Юшков.

При необходимости будут вырабатываться дополнительные инициативы и стимулы по ускорению газификации страны и доведению этого уровня до целевого показателя 83% к 2030 году.

«В российской компании обсуждались варианты финансирования, так как «Газпром» понимает, что не в состоянии произвести газификацию за свой счет. Предлагалось ввести дополнительные облигации, но опять не понятно, сможет ли компания привлечь столь большие суммы, необходимые для ускоренного процесса.

Если «Газпрому» в итоге не дадут средств, то их заложат в тариф для населения. Данный момент будет негативным, так как люди стремятся газифицировать участки ради экономии», - отметил собеседник агентства.

Источники финансирования

Региональные программы газификации утверждены в 76 субъектах страны, и в 2019 году уровень газификации достиг 70,1%. Ранее сообщалось, что заместитель главы Минэнерго РФ Павел Сорокин неофициально заявил, что ведомство направило на согласование федеральным органам исполнительной власти дорожную карту по газификации страны.

В документе предусмотрены различные источники финансирования, которые позволят закрыть недостающий у «Газпрома» объем средств на завершение газификации. Параллельно ведомство готовит предложения, которые позволят снизить стоимость строительства малотоннажных заводов по производству сжиженного природного газа на 32%.

«Вопрос об источниках финансирования действительно можно назвать основным. Власти могут предоставить «Газпрому» дотации из федерального бюджета, но он дефицитный из-за последствий пандемии коронавирусной инфекции. Поэтому сложно предсказать ускоренную газификацию в период с 2021 по 2022 года.

Думаю, что сложное экономическое положение побудит искать сразу несколько источников. Может быть, «Газпром» все же решит размещать облигации и возьмет на себя расходы. Последнее возможно в связи с тем, что крупные проекты компании подходят к завершению, а значит сократятся затраты. Например, уже протянута основная труба «Силы Сибири», «Северный поток – 2» достроен на 97%, завершена прокладка трубопроводов на южном направлении», - рассказал эксперт.

Меньшие затраты, уверены в Министерстве энергетики России, помогли бы газифицировать отдаленные малонаселенные территории. Министр Александр Новак отметил, что «для активизации этого процесса» подготовлен «ряд предложений нормативного и регуляторного характера», так как основной задачей министерства является эффективное использование всех способов «доведения газа до населения» и применение индивидуального подхода «для газификации конкретного региона или населенного пункта, в том числе с использованием альтернативных методов в виде сжиженного природного газа (СПГ)».

В начале июня президент РФ Владимир Путин поручил «Газпрому» и ответственным ведомствам обеспечить «поэтапное завершение газификации к 2024 и 2030 годам» и довести показатель по газификации до 83%. Остальные 17% территории страны будут получать необходимые услуги с помощью другого вида энергоносителя.

Трудности газификации

Министерство энергетики России прорабатывает совместно с региональными властями, обсуждает составление топливно-энергетического баланса, который определит потребность каждого региона в газе. Ожидается, что итогом работы станет генеральная схема газовой отрасли и газификации страны.

Дорожная карта также подразумевает введение понятия единого регионального оператора газификации, который возьмет на себя решение всех задач и ответственность за газификацию, что позволит снять административные барьеры и повысить прозрачность.

В ведомстве уверены, что новый принцип позволит снизить стоимость подключения для максимального количества абонентов. За 2019 год удалось обеспечить газом по цене от 20 до 50 тысяч рублей 47,4% абонентов. К этой категории относятся абоненты, потребляющие не более 15 кубометров в час, а среди населения – не более 5 кубометров в час.

«Газификация в данном случае подразумевает только подвод инфраструктуры к границам участка. Но внутри него потребитель самостоятельно оплачивает прокладку газопровода по очень высокому тарифу.

Необходимо проработать и этот вопрос. Раньше выдвигалась идея разрешить россиянам использовать материнский капитал для этих целей. Помимо сложностей реализации большой программы газификации всей страны, существуют другие проблемы, которые тоже нужно решать ради того, чтобы избежать повышения тарифов на газ для населения», - констатировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 08.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики