Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Саботаж БелАЭС привел Литву к абсурдному решению

Саботаж БелАЭС привел Литву к абсурдному решению

Литва оплатит энергонезависимость от России средствами потребителей ресурса в Прибалтике, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrib сообщил о завершении проекта по расширению перемычки LitPol Link. Согласно данным пресс-службы компании, такой шаг необходим для синхронизации частоты электросетей Прибалтики с сетями континентальной Европы. 

«В европейском пространстве существует несколько электроэнергетических регионов, которые иногда взаимосвязаны между собой, а иногда нет. Там нет единой энергосистемы Европейского союза, которая есть в Российской Федерации и была в СССР.

В последнее время разные страны в Европе пытаются дополнительно устроить возможности для перетока электроэнергии из регионов соседних стран друг для друга. Для этого необходимо развить инфраструктуру и вложить денежные средства в строительство новых линий электропередач или реконструкцию существующих за счет замены трансформаторов, подводных, подземных кабелей и других частей», - прокомментировал эксперт Станислав Митрахович.

Неверный выбор

В ходе работ литовским оператором проведена реконструкция наземных линий электропередачи Алитус-Пренай, Алитус-Игляука, Алитус-Шештокай. Три участка, расположенные рядом с Алитусской трансформаторной подстанцией, заменены на подземные кабели. 

Указанные работы станут подготовительными к строительству новой линии в 330 киловольт между преобразователем LitPol Link и Алитусской трансформаторной подстанцией. Расширение подразумевает реконструкцию подстанции, распределительного устройства, а также линий 110 и 330 киловольт.

Директор департамента стратегической инфраструктуры Litgrid Герда Красауске сообщила, что «электроэнергетическая инфраструктура вблизи Алитуса является краеугольным камнем всего проекта синхронизации, поскольку частота электрических сетей стран Балтии и континентальной Европы будет синхронизирована именно через соединение LitPol Link». Стоимость литовского проекта расширения превышает 26 млн евро.

«Литва, безусловно, как и другие страны, имеет полное право на строительство инфраструктуры, связывающей регионы электричеством. Чем больше сетей, тем выше устойчивость региона при вероятных авариях. 

Проблема в том, что зачастую отказ от более выгодных решений, как, например, взаимодействие и партнерство с Российской Федерацией и Белоруссией в области энергетики и электроэнергетики, приводит к реализации слишком дорогих проектов», - добавил собеседник агентства.

Российская Федерация не подвергает решение балтийских государств критике. Москва рассчитывает, что после выхода Прибалтики из БРЭЛЛ поставки электроэнергии республикам продолжатся.

«После выхода из БРЭЛЛ поставки электроэнергии возможны, но при условии сооружения специальной инфраструктуры и технических средств, позволяющих передавать ресурс без единой энергосистемы. Но это потребует дополнительных инвестиций», - отметил Митрахович.

Независимость многомиллиардной ценой

Литва, Латвия и Эстония вместе с Белоруссией и Российской Федерации являются звеньями энергетического кольца БРЭЛЛ. Однако страны Балтии приняли решение разорвать его и отсоединиться ради синхронизации с энергосистемой Европы через Польшу. Новое соединение планируется через построенную смычку LitPol Link и морской кабель Harmony Link к 2025 году.

Литовский оператор аргументирует намерение выйти из БРЭЛЛ стремлением добиться «энергонезависимости от России». Но в экспертном сообществе такое решение называют экономически необоснованным, так как процесс отсоединения от БРЭЛЛ обойдется странам Балтии большими затратами, которые в будущем ощутят на себе потребители энергии из-за неизбежного роста тарифов.

«Страны не могут построить именно ту инфраструктуру, которую хотят. Всегда приходится делать определенный выбор. На мой взгляд, получение ресурса с Белоруской атомной электростанции или же от ее соединения с гидроаккумулирующими мощностями Прибалтики выглядит логичным и правильным действием. Тем более мощности Белоруссии соединены с российскими. 

Решение Литвы экономически неверное. Странам Прибалтики придется получать электроэнергию из других районов, что дороже. Но если литовская сторона готова тратить деньги налогоплательщиков, бизнесменов и строить как можно больше сетей, запретить ей этого нельзя», - полагает эксперт.

Станислав Митрахович уверен, что, саботируя Белоруссию, литовская сторона поступает глупо и неоправданно.

«Литва закупает электроэнергию у России. В прошлом году поставки достигали довольно больших объемов. Полная отвязка от Российской Федерации и Белоруссии заставит Литву приобретать очень дорогой ресурс.

Рационально не отделяться друг от друга, а кооперироваться. Но литовская сторона считает по-другому. Теперь ей придется тратить деньги на создание сетей, потом на переплату за электроэнергию. Это снизит уровень жизни населения и помешает развитию бизнеса», - резюмировал эксперт.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 09.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики