Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Новая газовая война с Польшей может помочь России

Новая газовая война с Польшей может помочь России

Страны сошлись в очередном споре за поставку «голубого топлива»

Между Москвой и Варшавой начинается очередной виток противостояния в газовой сфере. В начале ноября Польша потребовала от «Газпрома» снижения цен на поставляемое сырье, а спустя неделю российская монополия, со своей стороны, объявила о повышении своих тарифов для западного соседа. Очередные разногласия, скорее всего, снова придется рассматривать европейским судебным инстанциям, которые далеко не всегда благоволят к российскому сырьевому концерну: этим летом «Газпрому» по решению Стокгольмского арбитража пришлось выплатить польской корпорации PGNiG около $1,5 млрд в качестве компенсации за переплату поставок в предыдущие годы.

Предложение «Газпрома» о повышении стоимости «голубого топлива» для польских импортеров стало ответом монополии на требование PGNiG снизить контрактную цену, направленное на днях в адрес российской компании. Варшава утверждает, что обладает правом на скидку, поскольку такое условие прописано в «Ямальском контракте», по которому последние двадцать лет Польша закрывает собственные потребности в газе более чем на половину за счет поставок из России. Как полагают в «Газпром экспорте», поставщик сырья, равно как и покупатель, также вправе настаивать на пересмотре ценовых условий раз в три года, если сочтет, что они не соответствуют рыночной ситуации.

Напомним, что долгосрочное соглашение на экспорт российского газа польским потребителям, которое впоследствии получило название «Ямальский контракт», было заключено в 1996 году и предусматривало поставку примерно 9-10 млрд кубометров газа ежегодно. К поставкам приступили три года спустя, когда заработал газопровод «Ямал-Европа», и долгое время они не вызывали у Варшавы претензий. Более того, в 2012 году «Газпром» и PGNiG приняли поправки к соглашению, которые предполагали снижение цен на 10%. Тем не менее, позднее поляки потребовали дополнительного дисконта, подтвержденного Стокгольмским арбитражем, поэтому российской компании пришлось выплатить компенсацию. Теперь «Газпром», судя по всему, решил отыграться за потери.

Эксперты не сомневаются, что возникающую волну разногласий на газовой почве между Москвой и Варшавой придется урегулировать на европейских юридических площадках. Связанные с поставками углеводородов баталии между обеими странами не утихают — в октябре Польский антимонопольный регулятор оштрафовал «Газпром» за строительство трубопровода «Северный поток - 2» (СП-2) на рекордную по данным спорам сумму в $7,6 млрд. Варшава посчитала, что при финансировании строительства топливного маршрута через акваторию Балтийского моря, европейские партнеры России пренебрегли инвестиционными правилами мирового рынка, поэтому участники проекта нанесли значительной ущерб польской экономике, который должен быть возмещен прямыми выплатами в бюджет «пострадавшей» стороны. Хотя этот конфликт пока рассматривается на уровне внутренних законодательных институтов истца, очевидно, что скоро они будут перенесены на международное правовое поле и окончательные вердикты будут вынесены в Стокгольме или Гааге.

На первый взгляд, пока психологическое преимущество находится на стороне Польши — вынудив европейский арбитраж подтвердить требование о компенсации за поставки российского «голубого топлива» в прошлые годы, Варшава обеспечила определенный прецедент, на который она может опираться в последующих судебных распрях.

Тем не менее, если ранее Польша формировала претензии, связанные со стоимостью газа, поставленного по «Ямал-Европе», непосредственно к «Газпрому», то штрафные санкции, касающиеся «СП-2» затрагивают интересы всех зарубежных союзников России по этому проекту. Пять международных компаний (австрийская OMV, французская Engie, англо-голландская Shell и немецкие Uniper и Wintershall), вложивших около $5 млрд в строительство трубы, уже обжаловали требование польского антимонопольного регулятора. В связи с этим, в предстоящих судебных разбирательствах, как полагает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин, российская сторона при поддержке европейских энергетических холдингов попытается наладить с истцом «диалоговый процесс», позволяющий комплексно урегулировать российско-польские газовые противоречия.

Между тем, с 2022 года Польша собирается полностью отказаться российского «голубого топлива» в пользу сжиженного газа из США, а также поставок трубопроводного сырья по еще недостроенному маршруту Baltic Pipe, который обещает обеспечить экспорт углеводородов с подводных месторождений норвежского шельфа Северного моря.

В связи с этим, продление российско-польских судебных разбирательств, по мнению эксперта Финансового университета при Правительстве РФ Игоря Юшкова, может сыграть на руку нашей стране. «Законтрактованные Польшей объемы газа по Baltic Pipe составляют в данный момент не более 2 млрд кубометров, а для обеспечения внутренних потребностей Варшаве требуется привлечь впятеро больше экспортного топлива. Контракты на спотовом рынке теперь гораздо выше по цене, нежели по долгосрочным контрактам «Газпрома». Поставки американского СПГ, на который рассчитывают поляки, также не отличаются стабильностью», - поясняет эксперт. По его мнению, пойдя ва-банк, Варшава может столкнуться с необходимостью снова закупать российское топливо, только по еще более дорогим, реверсивным схемам из Европы.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 10.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики