Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будущее второй БелАЭС зависит от интеграции Москвы и Минска

Будущее второй БелАЭС зависит от интеграции Москвы и Минска

Идея о строительстве второй атомной станции в Белоруссии не имеет экономического обоснования, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Лукашенко заявил о второй АЭС в Белоруссии

Росатом обсудит с Белоруссией строительство второй АЭС в данной стране после запущенной 7 ноября БелАЭС.

Заявление о второй АЭС впервые сделал белорусский президент Александр Лукашенко в день открытия АЭС, но, несмотря на скепсис экспертов, эта идея приобрела реальные очертания в лице переговоров белорусской стороны и Росатома.

Сомнения базируются на проблемах с окупаемостью БелАЭС из-за недружественных действий Литвы и других прибалтийских стран.

Вильнюс, как и предполагалось, заблокировал импорт электрогенерации из Белоруссии перед открытием БелАЭС, после чего у Минска возникли проблемы с коммерческой окупаемостью данного энергетического проекта. 

Стоимость БелАЭС составляет 9 млрд долларов, проект полностью профинансирован средствами российского кредита, который Минску придется выплачивать в течение нескольких лет. В Белоруссии рассчитывали на то, что смогут это сделать за счет экспорта электроэнергии в ЕС, но если к литовской блокаде присоединятся Латвия и Эстония, реализовать такой план будет невозможно.

Белорусы предполагали, что экспорт электроэнергии можно будет наладить путем перетока электроэнергии через Латвию в Литву, но в ближайшее время данное направление будет перекрыто Ригой. С экономической точки зрения атомная электроэнергия из Белоруссии для прибалтов дешевле любой альтернативы, но в данный вопрос продолжает активно вмешиваться политика.

Литва и Польша проводят линию давления на белорусские власти, из-за чего торгово-экономическое сотрудничество с Минском будет сокращено. Таким образом, возникают вопросы в экономической рентабельности БелАЭС.

В создавшейся ситуации строительство БелАЭС не имеет смысла. Сбыть эту энергию внутри Белоруссии невозможно, а для России такой проект имеет смысл только в случае полномасштабной экономической интеграции, от которой продолжает отказываться Лукашенко.

Атомная станция является долгосрочным проектом

«Политическая конъюнктура в словах Лукашенко стоит на втором месте. Достаточно вспомнить, сколько реализовался проект БелАЭС, особенно если учесть, когда впервые была озвучена идея и началась переговорная стадия», - констатирует Перов.

Идея о строительстве БелАЭС возникла в девяностые годы, немногим позже того, как Александр Григорьевич в 1994 году стал президентом Белоруссии. С учетом этого становится понятным, сколько надо времени на реализацию такого проекта.

«От идеи к практической реализации БелАЭС потребовалось более 20 лет. Мы можем смело ставить такие временные сроки в отношении второй АЭС в Белоруссии. Лукашенко обращался к этой теме в девяностые, нулевые и в начале десятых годов, а получил первый энергореактор только в конце 2020 года и в принципиально новой политико-экономической ситуации», - заключает Перов.

Несмотря на официальный старт БелАЭС, проект далек от реализации: готов только первый энергоблок, которому в течение года предстоит выйти на плановые мощности. Затем данный процесс будет происходить со вторым энергоблоком АЭС.

«Вполне возможно, что вторая АЭС в Белоруссии будет когда-то построена, но вопрос заключается в том, когда. На это потребуется не менее десяти лет, за которые изменится многое как в Белоруссии, так и в мире», - резюмирует Перов.

Вторая АЭС в Белоруссии не нужна Москве

Существуют большие сомнения, что РФ согласится пойти на уступки Белоруссии по второй АЭС, даже если вынести за скобки экономическую бесперспективность такого проекта, учитывая проблемы с рентабельностью БелАЭС.

Проект БелАЭС реализуется на российские деньги, на льготных условиях и является еще одним подарком РФ белорусским союзникам.

Собственных денег у Белоруссии нет: в 2021 году страна должна выплатить по внешнему долгу 3 млрд долларов, поэтому Минск непременно обратится к Москве с запросом по реструктуризации данной задолженности.

Для России нет смысла серьезно вкладываться в Белоруссию до тех пор, пока мы не согласуем интеграционные планы в экономике, чего Москва добивается от Минска в течение нескольких лет. В РФ недовольны тем, что сотрудничество с Белоруссией выливается в одностороннюю помощь партнерам, и требуют того, чтобы данный процесс приобрел двустороннюю основу.

Такие запросы Москвы, мягко говоря, не вызывают энтузиазма в Минске, из-за чего интеграционная тема заморожена.

«Сегодня к словам Лукашенко про вторую атомную станцию необходимо относиться сугубо как к громкому заявлению. Ничего серьезного за этим не скрывается, тем более Москва вряд ли пойдет тут навстречу Минску», - констатирует Перов

Идея второй атомной станции в Белоруссии абсурдна с экономической точки зрения, из-за чего абстрактные политические преимущества не сумеют компенсировать коммерческую составляющую. Вторая АЭС Белоруссии не нужна, и это все понимают.

«Участие Москвы в данном проекте будет негативно воспринято в России. Такие деньги лучше потратить на проекты, имеющие политическую подоплеку в подталкивании Минска к интеграции. Вторая АЭС станет потерей времени и денег», - заключает Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики