Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Будущее второй БелАЭС зависит от интеграции Москвы и Минска

Будущее второй БелАЭС зависит от интеграции Москвы и Минска

Идея о строительстве второй атомной станции в Белоруссии не имеет экономического обоснования, считает руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Лукашенко заявил о второй АЭС в Белоруссии

Росатом обсудит с Белоруссией строительство второй АЭС в данной стране после запущенной 7 ноября БелАЭС.

Заявление о второй АЭС впервые сделал белорусский президент Александр Лукашенко в день открытия АЭС, но, несмотря на скепсис экспертов, эта идея приобрела реальные очертания в лице переговоров белорусской стороны и Росатома.

Сомнения базируются на проблемах с окупаемостью БелАЭС из-за недружественных действий Литвы и других прибалтийских стран.

Вильнюс, как и предполагалось, заблокировал импорт электрогенерации из Белоруссии перед открытием БелАЭС, после чего у Минска возникли проблемы с коммерческой окупаемостью данного энергетического проекта. 

Стоимость БелАЭС составляет 9 млрд долларов, проект полностью профинансирован средствами российского кредита, который Минску придется выплачивать в течение нескольких лет. В Белоруссии рассчитывали на то, что смогут это сделать за счет экспорта электроэнергии в ЕС, но если к литовской блокаде присоединятся Латвия и Эстония, реализовать такой план будет невозможно.

Белорусы предполагали, что экспорт электроэнергии можно будет наладить путем перетока электроэнергии через Латвию в Литву, но в ближайшее время данное направление будет перекрыто Ригой. С экономической точки зрения атомная электроэнергия из Белоруссии для прибалтов дешевле любой альтернативы, но в данный вопрос продолжает активно вмешиваться политика.

Литва и Польша проводят линию давления на белорусские власти, из-за чего торгово-экономическое сотрудничество с Минском будет сокращено. Таким образом, возникают вопросы в экономической рентабельности БелАЭС.

В создавшейся ситуации строительство БелАЭС не имеет смысла. Сбыть эту энергию внутри Белоруссии невозможно, а для России такой проект имеет смысл только в случае полномасштабной экономической интеграции, от которой продолжает отказываться Лукашенко.

Атомная станция является долгосрочным проектом

«Политическая конъюнктура в словах Лукашенко стоит на втором месте. Достаточно вспомнить, сколько реализовался проект БелАЭС, особенно если учесть, когда впервые была озвучена идея и началась переговорная стадия», - констатирует Перов.

Идея о строительстве БелАЭС возникла в девяностые годы, немногим позже того, как Александр Григорьевич в 1994 году стал президентом Белоруссии. С учетом этого становится понятным, сколько надо времени на реализацию такого проекта.

«От идеи к практической реализации БелАЭС потребовалось более 20 лет. Мы можем смело ставить такие временные сроки в отношении второй АЭС в Белоруссии. Лукашенко обращался к этой теме в девяностые, нулевые и в начале десятых годов, а получил первый энергореактор только в конце 2020 года и в принципиально новой политико-экономической ситуации», - заключает Перов.

Несмотря на официальный старт БелАЭС, проект далек от реализации: готов только первый энергоблок, которому в течение года предстоит выйти на плановые мощности. Затем данный процесс будет происходить со вторым энергоблоком АЭС.

«Вполне возможно, что вторая АЭС в Белоруссии будет когда-то построена, но вопрос заключается в том, когда. На это потребуется не менее десяти лет, за которые изменится многое как в Белоруссии, так и в мире», - резюмирует Перов.

Вторая АЭС в Белоруссии не нужна Москве

Существуют большие сомнения, что РФ согласится пойти на уступки Белоруссии по второй АЭС, даже если вынести за скобки экономическую бесперспективность такого проекта, учитывая проблемы с рентабельностью БелАЭС.

Проект БелАЭС реализуется на российские деньги, на льготных условиях и является еще одним подарком РФ белорусским союзникам.

Собственных денег у Белоруссии нет: в 2021 году страна должна выплатить по внешнему долгу 3 млрд долларов, поэтому Минск непременно обратится к Москве с запросом по реструктуризации данной задолженности.

Для России нет смысла серьезно вкладываться в Белоруссию до тех пор, пока мы не согласуем интеграционные планы в экономике, чего Москва добивается от Минска в течение нескольких лет. В РФ недовольны тем, что сотрудничество с Белоруссией выливается в одностороннюю помощь партнерам, и требуют того, чтобы данный процесс приобрел двустороннюю основу.

Такие запросы Москвы, мягко говоря, не вызывают энтузиазма в Минске, из-за чего интеграционная тема заморожена.

«Сегодня к словам Лукашенко про вторую атомную станцию необходимо относиться сугубо как к громкому заявлению. Ничего серьезного за этим не скрывается, тем более Москва вряд ли пойдет тут навстречу Минску», - констатирует Перов

Идея второй атомной станции в Белоруссии абсурдна с экономической точки зрения, из-за чего абстрактные политические преимущества не сумеют компенсировать коммерческую составляющую. Вторая АЭС Белоруссии не нужна, и это все понимают.

«Участие Москвы в данном проекте будет негативно воспринято в России. Такие деньги лучше потратить на проекты, имеющие политическую подоплеку в подталкивании Минска к интеграции. Вторая АЭС станет потерей времени и денег», - заключает Перов.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 10.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики