Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Nord Stream 2 пополнит «санкционную копилку»

Nord Stream 2 пополнит «санкционную копилку»

Кто может попасть под ограничения американских властей

США намерены ввести очередные санкции из-за «Северного потока-2». Новые ограничения, как пишет Bloomberg, коснутся страховых и сертификационных компаний, участвующих в строительстве газопровода. По информации агентства, Конгресс США намерен включить санкции в проект оборонного бюджета на 2021 год. Это должно произойти до конца текущего года.

Кто может попасть под ограничения? Президент Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов предполагает, что речь идет о компаниях, которые страхуют технику для укладки труб, а также выдают сертификат для запуска газопроводов: «Все эти санкции ожидались, и я все-таки думаю, что компания Nord Stream 2 AG прекрасно понимала все перспективы этой истории. По той же страховой ситуации вполне можно было найти решение. Есть европейские компании, которые готовы рискнуть за определенное денежное вознаграждение. Кроме того, возможно и привлечение российских компаний. Также существует вариант, когда создается страховщик, который потом перепродаст эти риски другому. Но опять же его все равно надо наполнять деньгами.

Может, санкции будут введены и в отношении тех, кто будет заниматься перестрахованием этих рисков. Есть шанс найти и российского страховщика, который готов будет под эти санкции подставиться, потому что надо исходить из вопроса, какие последствия для нас важнее. С точки зрения уже даже престижа государства не достроить “Северный поток-2” просто нельзя. По сертификации, конечно, с российскими компаниями заключить соглашение не получится, но наверняка проводились переговоры с немецкими предприятиями, которые такого рода услуги предоставляют. Поэтому эта проблема была на горизонте, и теоретически решение у нее есть. Понятно, что без партнерства с европейцами не обойтись, но мы как раз и рассчитываем на ту часть ЕС, которая умеет считать деньги и которая готова зарабатывать вместе с нами».

Ввести ограничения против страховщиков и сертификаторов «Северного потока-2» американские власти предлагали еще в июне. Однако тогда идею раскритиковали в Берлине. Там опасались, что в итоге пострадают компании из ФРГ. Теперь же в Вашингтоне уверяют, что идея Конгресса не коснется немецкого бизнеса и чиновников. В результате новые ограничения вряд ли повлияют на будущее проекта, предполагает ведущий эксперт Финансового университета Станислав Митрахович:

«Дело в том, что этот сертификат придется предъявлять в Берлине, а не в Вашингтоне. И если Германия из проекта не выходит, и там по-прежнему сильна коалиция сторонников “Северного потока-2”, если сами американцы признаются, что опасаются бить по немецким юридическим лицам, то в таком случае, вполне возможно, что эта проблема все-таки будет решена. Иначе возникает проблема конфликта интересов между США и Германией, между США и Европейским союзом в целом.

И вопрос в том, до какой степени Америка готова пойти на эту самую конфронтацию с Европой, ведь, желая уничтожить “Северный поток-2”, можно поставить под угрозу более важные вещи, а именно — трансатлантическую солидарность.

Поэтому все-таки есть некоторая вероятность, что американцы не будут готовы слишком сильно бить по немецкому бизнесу. Если бы они были к этому готовы, США могли бы это сделать уже давным-давно — с тех пор, как был принят так называемый акт “О противодействии противникам Америки посредством санкций” 2017 года. До сих пор он не применялся против немецких партнеров “Северного потока-2”. И я думаю, что, в конечном счете, этого и не будет, потому что иначе будет слишком большой вызов отношениям между Берлином и Вашингтоном. Здесь могут быть неоднозначные последствия от администрации Байдена, потому что, с одной стороны, он и его команда считают, что Россия — это главный враг, и против него нужно увеличивать санкционное давление.

Но, с другой стороны, Байден хочет показать, что он ведет себя не так эгоистично, как Трамп, который только и думал о том, что Америка превыше всего, а остальное не имеет значения. Байден все-таки будет делать реверансы в сторону атлантической солидарности, сотрудничества с партнерами в Европе. И эта риторика плохо будет сочетаться с конкретными мерами против немецких властей или компаний. Поэтому я все-таки думаю, что Байден теоретически, конечно, может нам навредить, но как сторонника кооперации с ЕС какие-то моменты его будут сдерживать».

Для завершения «Северного потока-2» «Газпрому» необходимо достроить 160 км трубы. Предполагается, что укладкой займется российское судно «Академик Черский». В компании заявили, что намерены закончить работы «в скорейшие, разумно возможные сроки».

Автор: Александр Рассохин

Источник: Коммерсантъ FM, 11.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики