Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Либерализация экспорта газа из России может стать частью сделки с Беларусью – эксперт

Либерализация экспорта газа из России может стать частью сделки с Беларусью – эксперт

Как сообщил «Газпром» по итогам переговоров с белорусским Минэнерго, вопрос задолженности Минска за российский газ был полностью решен. Теперь стороны начали обсуждать условия поставок на 2021 г. При этом ранее посол Беларуси в России Владимир Семашко также оптимистично оценивал перспективы создание общего энергетического рынка в рамках Союзного государство, спрогнозировав его завершение уже в 2022 г. Как будет продвигаться новый раунд газовых переговоров Минска и Москвы, в интервью «Евразия.Эксперт» оценил эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и старший научный сотрудник Финансового университета при Правительстве России Станислав Митрахович.

– 3 ноября премьер Беларуси Роман Головченко сообщил, что переговоры с российской стороной о цене на газ в 2021 г. ведутся, но конкретных договоренностей пока нет. Он отметил, что в Беларуси рассчитывают, что эта цена будет «привлекательной». Что за этим стоит? Какой переговорной стратегии от Минска следует ожидать?

– От Минска будет такая стратегия: «У нас сейчас сложная ситуация в стране, нас чуть не свергли, вы же не хотите, чтобы к власти пришла Тихановская? Тогда снимите вопрос про газ, дайте скидку или кредит, из которого мы заплатим, а потом мы когда-нибудь вам этот кредит вернем». Ведь до сих пор* [на момент интервью; такое сообщение было опубликовано Газпромом 11 ноября – прим. ЕЭ] не было никаких новостных сообщений о том, что белорусский долг за газ был погашен.

Я думаю, что пока Россия сделала ставку на то, чтобы Лукашенко сохранил свою власть, провел в стране политическую реформу. И пока эта ставка сделана, Россия не будет слишком жестко требовать выплаты денег по газу, либо даст кредит, за счет чего долг будет выплачен. Выплата самого этого кредита будет перенесена на какие-то сроки в будущем.

Если бы наш с вами разговор происходил несколько месяцев назад, я бы сказал, что Россия будет жестко требовать выплат по газу. Но, поскольку была сделана ставка на то, чтобы Лукашенко поддержать по итогам выборов, думаю, что здесь вполне возможны уступки со стороны России.

– В июле этого года посол Беларуси в России Владимир Семашко заявил, что «Газпром» не выполняет подписанный в 2017 г. протокол, предусматривающий цены, близкие к российским. Что это за протокол, и насколько актуально сейчас к нему апеллировать?

– Можно по-разному трактовать обязательства сторон в рамках создания ЕАЭС и единого энергетического рынка, но пока что в документе о создании Союза вопрос об энергетике немного вынесен за скобки.

Россия может идти на уступки Беларуси в этом вопросе, особенно в сложный политический период, когда можно потерять страну в принципе. Но фундаментальное изменение позиции России по газу возможно лишь в том случае, если и сама Беларусь пойдет на уступки по газу.

То есть, если российские газовые компании смогут продавать газ на территории Беларуси напрямую покупателям, а не посреднику, который принадлежит белорусскому правительству – например, какому-то заводу на территории Беларуси, который этот газ потребляет или какому-то предприятию. Тогда это будет нормальный вариант. А пока Беларусь не пускает российский «Газпром» или какие-то другие компании. В России может произойти либерализация экспорта газа, что также может быть частью соглашения с Беларусью, и тогда не только «Газпром», но и другие компании смогут поставлять газ в Беларусь.

Вопрос в чем? Если Беларусь даст возможность «Газпрому» продавать газ белорусским потребителям напрямую, тогда можно будет делать и другие изменения относительно аспектов энергетической системы. Пока Беларусь не идет на эти уступки, я не очень понимаю, с чего они должны ожидать уступок от России.

– Есть ли конкретные альтернативы российскому газу для Беларуси, и сколько они будут стоить?

– Можно качать газ через Польшу, но это никак нельзя назвать выгодным решением для Беларуси. Если газ будет качаться из Польши, то, во-первых, Беларусь потеряет плату за транзит российского газа, который сейчас идет по трубопроводу «Ямал-Европа» в сторону Польши. Во-вторых, «Ямал-Европу» еще не запускали в реверсном режиме, и пока неизвестно, как это возможно технически и каких потребует расходов. И в-третьих, не факт, что в Польше будет достаточный объем газа для того, чтобы поставлять его в Беларусь. Она сама сейчас покупает российский газ, хотя планирует от него скоро отказываться.

Если предположить, что Польша уже отказалась и через «Ямал-Европу» поставок нет, а идут поставки сжиженного газа в Польшу из Норвегии по газопроводу «Baltic Pipe», который Польша через несколько лет обещает достроить, то хватит ли объёмов «Baltic Pipe» для того, чтобы снабжать ещё и Беларусь? У меня большие сомнения. Сейчас в Беларуси потребление до 20 млрд. куб. м, но оно будет частично уменьшено из-за Белорусской атомной электростанции. «Baltic Pipe» рассчитан всего лишь на 10 млрд куб. м с небольшим. Поэтому я не думаю, что это будет выгодный для Лукашенко вариант.

Он может, конечно, профинансировать строительство СПГ-терминала в Польше или увеличение мощности имеющегося там СПГ-терминала (у них есть терминал в городе Свиноуйсьце, и собираются строить еще один в Гданьске). Пусть тогда Лукашенко вытащит из закромов и заплатит несколько миллиардов долларов за строительство нового СПГ-терминала в Польше, и будет тогда покупать какой-нибудь американский или катарский газ, который будет доходить до Польши, а потом по «Ямал-Европе» транспортироваться в Беларусь.

Конечно, это фантастическая картинка. Если у Лукашенко заложены где-то в загашнике лишние $20 млрд, то это была бы одна история, а если таких денег у него нет, то тогда все эти разговоры про получение газа из Польши будут совершенно не адекватны реальной жизни.

Хотя до выборов в Беларуси звучали высказывания и всяческие намеки от Лукашенко и близких к нему людей о том, что они могут найти альтернативу российскому газу.

– Когда можно ожидать формирования единого энергетического рынка в рамках Союзного государства? Какие сейчас существуют основные препятствия для его формирования?

– До середины 2020‑х гг. есть еще изъятие, но этот процесс можно ускорить, если Беларусь пойдет на определенные уступки России: во-первых, пустить российский бизнес к прямым конечным потребителям газа в Беларуси, во-вторых, реализовать то, что было подписано еще несколько лет назад (например, двигаться в сторону единых стандартов в налоговой отчётности, в Гражданском кодексе, к тому, чтобы постепенно налоговое законодательство стало в Союзном государстве сходным). Тогда у нас уже действительно будет похожий рынок и в энергетике, и в других аспектах.

Отличный был бы вариант. Но тут нужно, чтобы мы в дальнейшем двигались к созданию единых правительственных и парламентских структур, к созданию единой валюты (с совмещенным центром в Москве, естественно, потому что сложно себе представить, что белорусская экономика вырастет до размеров российской и сможет появиться эмиссионный центр в Минске). Так что варианты есть.

Беседовала Мария Мамзелькина

Источник: Евразия.Эксперт, 11.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.
Энергетический переход и «зеленая повестка» в России: мода или суровая реальность?
Авария на «Дружбе»: основные последствия
Авария на нефтепроводе «Дружба» стала главным «хитом» 2019 года в российской нефтянке. Прошел уже год, а внятного ответа на вопрос, что же произошло, так и не получено. А ведь под удар была поставлена репутация России как надежного поставщика нефти. Нефть с хлорорганикой попала в Белоруссию, в Венгрию, Польшу, Германию, Украину, другие страны. Авария привела к грандиозному международному скандалу. И это в тот момент, когда стало очевидным нарастание конкуренции на мировом рынке.
Новая сделка ОПЕК+ и будущее нефтяного бизнеса в РФ
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2019 году и перспективы 2020 года
Традиционно мы завершаем год итоговым докладом, обобщающим основные события и тенденции прошедшего года. 2019 год четко обозначил новую роль нефтегазового комплекса в России. Теперь это не просто главный донор российского бюджета, но прежде всего основная надежда на разгон экономического роста. Государство окончательно сделало в экономической политике ставку на большие проекты в кейнсианском стиле. Идеи улучшения институтов оставлены до лучших времен - на это просто нет времени, нужен быстрый результат.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики