Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Когда труба опустеет. Что будет с украинской ГТС без российского газа

Когда труба опустеет. Что будет с украинской ГТС без российского газа

Украина может лишиться нескольких миллиардов долларов из-за отказа России от транзита газа в Европу по украинской газотранспортной система (ГТС). Более того, страна может остаться и без самого газа, который сейчас по "виртуальному реверсу" поступает из Европы по той же ГТС, рассказали опрошенные "Прайм" эксперты.

ПЯТЬ ЛЕТ — НЕ СРОК

В конце декабря 2019 года Россия и Украина подписали договор о продлении транзита российского газа по ГТС Украины до 2024 года по принципу "качай или плати". Минимальный объем оплаченного транзита составляет 65 миллиардов кубометров газа в 2020 году и по 40 миллиардов кубометров ежегодно с 2021 по 2024 годы.

Ежегодная стоимость прокачки 40 миллиардов кубометров газа составляет примерно 1,250 миллиардов долларов или около 5 миллиардов долларов за 5 лет. Это та сумма, которой Украина может лишиться в случае прекращения транзита по истечению срока договора между странами.

Восполнить потери от транзита будет довольно сложно в условиях кризиса – доходы Украины от транзита газа составляют до 10% бюджета —, несмотря на то, что страна официально начала реэкспорт европейского газа, отмечает исполнительный директор департамента рынка капиталов ИК "Универ Капитал" Артем Тузов.

Судьба украинского транзита по истечении контракта будет зависеть от того, когда и в каком объеме смогут начать работать "Северный поток 2"и европейская ветка "Турецкого потока". И существует ненулевая вероятность, что продление договора по использованию украинской ГТС для транзита природного газа окажется в интересах самого "Газпрома", считает аналитик ГК "Финам" Алексей Калачев.

"В случае отказа от прокачки газа через украинскую ГТС и невозобновления покупок российского газа Украиной для собственных нужд надобность в значительной части мощностей ГТС просто отпадет. А главное, отпадет экономический смысл привлечения инвестиций в ее модернизацию", —отмечает эксперт.

Как только Россия решит вопрос с "Северным потоком 2", ГТС Украины, можно сказать, ждет развал. Если не российский газ, то эта система снабжения, устаревшая и требующая солидных инвестиций, никому не интересна. Вкладывать в ее обновление, пока по крайне мере, нецелесообразно, добавляет доцент кафедры финансового менеджмента РЭУ им. Г.В.Плеханова Аяз Алиев.

Технологические проблемы и отсутствие возможностей вкладываться в ремонт и содержание трубопроводов могут привести даже к демонтажу части системы.

ПОМОГУТ ПЕРЕГОВОРЫ

В случае отказа "Газпрома" от эксплуатации газопровода для транзита, Украина должна принять решение – либо продолжать тратить деньги на поддержание всей системы в рабочем состоянии, либо определиться, какие части ГТС могут использоваться впоследствии и модернизировать их.

По мнению аналитика Фонда национальной энергетической безопасности и эксперта Финансового университета Игоря Юшкова, наилучшим сценарием для Украины будет совместное решение "Газпрома", европейских импортеров газа и руководства ГТС о том, в какие страны будет еще возможен транзит, а в какие нет.

"Затем необходимо сокращать мощности по прокачке газа, сокращать трубы по каким-то направлениям полностью, а по каким-то частично, чтобы не распылять деньги на поддержание всей ГТС", — считает Юшков.

Какую-то часть украинской трубы можно будет использовать для получения газа с европейского рынка, запустив прокачку в обратном направлении.

"Можно будет запустить работу трубы в обратном направлении — с запада на восток. Украина добывает около 20 млрд кубов в год, а потребляют примерно 30. И вот эти 10 кубов они смогут закупать у Европы", — отмечает Юшков.

ВОЗМЕЩЕНИЕ БЮДЖЕТА

Компенсировать часть бюджета Украина может несколькими способами, считают эксперты. Во-первых, нужно принять во внимание, что украинская ГТС располагает самыми крупными подземными хранилищами газа в Европе. "Если "Газпром" откажется использовать их для сглаживания нагрузки газопроводов и хранения газа, что на самом-то деле было бы вовсе не лишним, то потенциально ЕС мог бы быть заинтересован в использовании этих мощностей для хранения своего газа", — считает Калачёв.

Таким образом, по его мнению, Украина сможет сохранить хотя бы часть доходов от своей ГТС.

Возможны и крайние меры, которые вряд ли встретят понимание в обществе. Вероятно, что оставшуюся большую часть потерь поступлений от транзита газа власти Украины будут вынуждены компенсировать ростом налогов. Так, например, поступила Россия в этом году из-за падения нефтяных и газовых цен. "Это первый шаг, на который обычно идут власти при выпадении части доходов", — добавляет эксперт.

Нельзя исключать, что украинские власти пустят на распродажу госимущество и расширят программу приватизации. Но в основном страна надеется на инвестиционные средства западных стран, в надежде запустить процесс восстановления Украины, так называемая компенсация за разворот, отмечает Алиев.

"Вероятно придется балансировать бюджет или просить очередные кредиты у Европы и МВФ. Займы никому не нравятся, вероятно поэтому Германия и настаивала на подписании пятилетнего договора между Россией и Украиной", — рассуждает он.

По этой же причине "Газпром", возможно, будет вынужден использовать украинскую ГТС и после истечения контракта. Например, мощности этой газотранспортной системы можно продавать на аукционах самим покупателям российского газа. Они могли бы покупать газ у "Газпрома" на границе с Россией и транспортировать его дальше, заключили эксперты.

Автор: Валерия Княгинина

Источник: ПРАЙМ, 12.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики