Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ освежит память Белоруссии на третью попытку поднять тариф транзита нефти

РФ освежит память Белоруссии на третью попытку поднять тариф транзита нефти

Решение о повышении тарифов на транзит в соответствии с имеющейся договорно-правовой базой между Россией и Белоруссией должны приниматься совместно правительствами обеих стран, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия предупредила Российскую Федерацию, что намерена повысить тариф на транзит нефти через свои территории к 2021 году. Предлагается, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к переговорам по определению индикативного баланса поставок российского сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, поднять уровень на 25%. 

Среди причин такого решения Белоруссия выделяет низкие доходы в текущем году на фоне снижения прокачки нефти из России в рамках соглашения ОПЕК+, понесенные затраты на строительство перемычки между ветками трубопровода «Дружба», предназначенную для соединения «Нафтана» и Мозырского машиностроительного завода ради снижения стоимости транспортировки сырья в случае альтернативной загрузки нефтеперерабатывающих предприятий с моря. Кроме того, повышение тарифа, по мнению Минска, оправдывается еще и затратами на строительство резервуарных парков для получения сырья по маршрутам из Украины и Польши.

«Решения о повышении тарифов на транзит в соответствии с имеющейся договорно-правовой базой между Россией и Белоруссией должны приниматься совместно правительствами обеих стран, либо индексироваться с определенной привязкой к российской инфляции. Но повышать тариф в одностороннем порядке, пусть даже по нескольким причинам, нельзя.

Если же решение не согласовано с другой стороной, то меняются объемы прокачки на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые полностью зависят от российской нефти», — прокомментировал эксперт Станислав Митрахович

Россия рассмотрит запрос Минска

Белоруссия уже направила соответствующее уведомление нефтегазовой компании «Транснефть», получение которого «Интерфаксу» подтвердил советник президента организации, пресс-секретарь Игорь Демин. Однако представитель российской стороны не уточнил, о каком объеме повышения на самом деле идет речь.

Стоимость транзита нефти не единственное, что намерен поменять Минск в отношении России. Власти планируют повысить экологический налог на предприятия, осуществляющие транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики, введенный в начале 2020 года. В Белоруссии полагают, что такая мера приведет к дальнейшему сокращению доходов соответствующих субъектов.

«Новое заявление белорусской стороны очень напоминает те, которые звучали из Минска раньше в рамках обсуждения энергетических вопросов до начала акций протестов. Тогда же в экспертном сообществе ждали, что Белоруссия будет лояльнее к России, оказавшей поддержку во время несанкционированных митингов местных противников действующей власти, а также участия западных кураторов и союзников, особенно из Польши, Литвы и других стран.

Тогда же президент Белоруссии пообещал перенаправить транзит грузов из прибалтийских портов в российские. Но спустя какое-то время после стабилизации ситуации в стране и получения кредита от Москвы в размере $1,5 млрд Минск снова начал торговаться вместо участия в ускорении интеграционных процессов», — рассказал эксперт. 

Новая попытка изменить условия

После продолжительных переговоров Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации тариф на транзит нефти по территории Белоруссии 1 февраля 2020 года вырос на 6,6% после повышения с 1 сентября 2019 года на 3,7%.

Белоруссия предлагала повысить тариф на транзит российской нефти в 2020 году, по неподтвержденным данным, на 16,6%. Но российское антимонопольное ведомство не поддержало идею, в связи с чем процедуру провели в соответствии с утвержденной сторонами в 2010 году методикой изменения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Белоруссии.

Однако концерн «Белнефтехим» неоднократно настаивал на опережающем росте тарифа на транзит нефти с учетом необходимости полной компенсации недополученных в 2019 году доходов из-за снижения загрузки трубопровода «Дружба» в связи с поставками «грязной» нефти.

«Белорусская сторона, как ей это присуще, после получения тех или иных льгот, каждый раз пытается попросить еще больше, вместо того, чтобы двигаться к созданию единого энергетического рынка, который позволил бы российским компаниям продавать свои товары напрямую потребителям в этой стране.

В любом случае белорусские нефтеперерабатывающие заводы зависят от поставок из России, и они не могут работать эффективно без российского ресурса. Получение нефти из других источников окажется очень затратным», — полагает эксперт. 

Транзитный поток нефти идет из России по системе нефтепроводов «Дружба» и достигает линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь». Далее разветвляется на Польшу и Германию в западном направлении, и на Венгрию, Украину, Словакию, Чехию — в южном. По трубопроводам филиала «Новополоцк» российская нефть поставляется до завода «Нафтан», транзит нефти в направлении стран Балтии не осуществляется с 2006 года.

На очередную попытку Минска изменить тариф Российская Федерация ответит в продолжительном диалоге намеком на возможную смену условий транзита или напоминанием о необходимости углубления интеграционных процессов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики