Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > РФ освежит память Белоруссии на третью попытку поднять тариф транзита нефти

РФ освежит память Белоруссии на третью попытку поднять тариф транзита нефти

Решение о повышении тарифов на транзит в соответствии с имеющейся договорно-правовой базой между Россией и Белоруссией должны приниматься совместно правительствами обеих стран, рассказал ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Белоруссия предупредила Российскую Федерацию, что намерена повысить тариф на транзит нефти через свои территории к 2021 году. Предлагается, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на источник, близкий к переговорам по определению индикативного баланса поставок российского сырья на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, поднять уровень на 25%. 

Среди причин такого решения Белоруссия выделяет низкие доходы в текущем году на фоне снижения прокачки нефти из России в рамках соглашения ОПЕК+, понесенные затраты на строительство перемычки между ветками трубопровода «Дружба», предназначенную для соединения «Нафтана» и Мозырского машиностроительного завода ради снижения стоимости транспортировки сырья в случае альтернативной загрузки нефтеперерабатывающих предприятий с моря. Кроме того, повышение тарифа, по мнению Минска, оправдывается еще и затратами на строительство резервуарных парков для получения сырья по маршрутам из Украины и Польши.

«Решения о повышении тарифов на транзит в соответствии с имеющейся договорно-правовой базой между Россией и Белоруссией должны приниматься совместно правительствами обеих стран, либо индексироваться с определенной привязкой к российской инфляции. Но повышать тариф в одностороннем порядке, пусть даже по нескольким причинам, нельзя.

Если же решение не согласовано с другой стороной, то меняются объемы прокачки на белорусские нефтеперерабатывающие заводы, которые полностью зависят от российской нефти», — прокомментировал эксперт Станислав Митрахович

Россия рассмотрит запрос Минска

Белоруссия уже направила соответствующее уведомление нефтегазовой компании «Транснефть», получение которого «Интерфаксу» подтвердил советник президента организации, пресс-секретарь Игорь Демин. Однако представитель российской стороны не уточнил, о каком объеме повышения на самом деле идет речь.

Стоимость транзита нефти не единственное, что намерен поменять Минск в отношении России. Власти планируют повысить экологический налог на предприятия, осуществляющие транзит нефти и нефтепродуктов по территории республики, введенный в начале 2020 года. В Белоруссии полагают, что такая мера приведет к дальнейшему сокращению доходов соответствующих субъектов.

«Новое заявление белорусской стороны очень напоминает те, которые звучали из Минска раньше в рамках обсуждения энергетических вопросов до начала акций протестов. Тогда же в экспертном сообществе ждали, что Белоруссия будет лояльнее к России, оказавшей поддержку во время несанкционированных митингов местных противников действующей власти, а также участия западных кураторов и союзников, особенно из Польши, Литвы и других стран.

Тогда же президент Белоруссии пообещал перенаправить транзит грузов из прибалтийских портов в российские. Но спустя какое-то время после стабилизации ситуации в стране и получения кредита от Москвы в размере $1,5 млрд Минск снова начал торговаться вместо участия в ускорении интеграционных процессов», — рассказал эксперт. 

Новая попытка изменить условия

После продолжительных переговоров Министерства антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь с Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации тариф на транзит нефти по территории Белоруссии 1 февраля 2020 года вырос на 6,6% после повышения с 1 сентября 2019 года на 3,7%.

Белоруссия предлагала повысить тариф на транзит российской нефти в 2020 году, по неподтвержденным данным, на 16,6%. Но российское антимонопольное ведомство не поддержало идею, в связи с чем процедуру провели в соответствии с утвержденной сторонами в 2010 году методикой изменения тарифов на услуги по транспортировке нефти по магистральным трубопроводам, расположенным на территории Белоруссии.

Однако концерн «Белнефтехим» неоднократно настаивал на опережающем росте тарифа на транзит нефти с учетом необходимости полной компенсации недополученных в 2019 году доходов из-за снижения загрузки трубопровода «Дружба» в связи с поставками «грязной» нефти.

«Белорусская сторона, как ей это присуще, после получения тех или иных льгот, каждый раз пытается попросить еще больше, вместо того, чтобы двигаться к созданию единого энергетического рынка, который позволил бы российским компаниям продавать свои товары напрямую потребителям в этой стране.

В любом случае белорусские нефтеперерабатывающие заводы зависят от поставок из России, и они не могут работать эффективно без российского ресурса. Получение нефти из других источников окажется очень затратным», — полагает эксперт. 

Транзитный поток нефти идет из России по системе нефтепроводов «Дружба» и достигает линейной производственно-диспетчерской станции «Мозырь». Далее разветвляется на Польшу и Германию в западном направлении, и на Венгрию, Украину, Словакию, Чехию — в южном. По трубопроводам филиала «Новополоцк» российская нефть поставляется до завода «Нафтан», транзит нефти в направлении стран Балтии не осуществляется с 2006 года.

На очередную попытку Минска изменить тариф Российская Федерация ответит в продолжительном диалоге намеком на возможную смену условий транзита или напоминанием о необходимости углубления интеграционных процессов.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 20.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики