Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Сели на СУГ: в России выросло количество нелегальных АГЗС

Сели на СУГ: в России выросло количество нелегальных АГЗС

Незаконные заправки нарушают нормы безопасности, и это может привести к ЧП

Российские регионы наводнили нелегальные заправки пропан-бутана (АГЗС). Не соблюдая технику безопасности, владельцы ставят ангары около магазинов, а работать приводят мигрантов, рассказал «Известиям» вице-президент Независимого топливного союза (НТС) Дмитрий Гусев. Организация провела рейд и обнаружила десятки нелегальных точек в Ленинградской, Пензенской, Саратовской и Самарской областях. Проблема приобрела федеральный масштаб, считают в НТС. По данным союза, граждане направили заявления в региональные прокуратуры с просьбой разобраться с проблемой.

Аварийная ситуация

С октября по ноябрь представители НТС провели рейды по регионам России, чтобы выявить незаконные заправки сжиженного углеводородного газа (СУГ). По итогам составлен список с десятками адресов и фотографий недобросовестных АГЗС из Ленинградской, Пензенской, Саратовской и Самарской областей (есть у «Известий»). НТС планирует направить данные в компетентные органы, сказали «Известиям» в организации. В какие именно, там не уточнили.

Многие газовые заправки работают с серьезными нарушениями норм безопасности. Есть и те, кто занимается этим нелегально, сказали в НТС. По данным организации, в региональные прокуратуры также поступили обращения от граждан по поводу этой проблемы. На момент публикации на запрос «Известий» в прокуратурах субъектов не ответили.

— Реализация опасного продукта (газа) в неподготовленных условиях — это прямая угроза взрыва. При условии, что незаконные газовые заправки, как правило, находятся в местах скопления людей или магазинов, последствия могут быть катастрофическими, — заявил «Известиям» вице-президент НТС Дмитрий Гусев.

Он отметил, что сегодня в России около 5 тыс. заправок СУГ, количество нелегальных среди них может исчисляться сотнями.

— Это объекты, сравнимые с заложенными взрывными устройствами. Профессионализм сотрудников, как правило, на таких объектах весьма низкий. Работают люди, которые плохо знают русский язык, не говоря уже о технике безопасности, — заключил Дмитрий Гусев.

В МЧС посоветовали «Известиям» обратиться в компетентные ведомства.

В Росстандарте напомнили, что из-за эпидемии коронавируса правительство установило мораторий на проведение плановых проверок.

— В 2020 году АЗС, реализующие сжиженные углеводородные газы, могли быть проверены только на основании обращений, содержащих сведения о фактах возникновения угрозы причинения вреда и причинения такого вреда — сообщили «Известиям» в ведомстве.

Жалоб на качество и несоответствие установленным нормам сжиженных углеводородных газов в этом году не поступало, отметили в Росстандарте.

В Ростехнадзоре подтвердили проблему распространения теневых заправок СУГ в России. В федеральной службе отметили, что мелкие предприниматели не регистрируют свой бизнес официально и избегают соблюдения установленных государством требований.

Так, 18 ноября Нижне-Волжское управление Ростехнадзора установило факт эксплуатации шести опасных автомобильных газозаправочных станций без соответствующей лицензии, отметили в федеральной службе. Там добавили, что из-за эксплуатации АГЗС без лицензии могла возникнуть чрезвычайная ситуация, которая повлекла бы в том числе гибель людей.

Около 450 нарушений в работе газозаправочных станций выявила прокуратура Волгоградской области в ходе масштабной внеплановой проверки после взрыва в августе на АГЗС в Тракторозаводском районе. Там при взрыве пострадали 13 человек. Общей статистики по количеству аварий на заправках СУГ сегодня нет, сказал «Известиям» исполнительный директор Российского газового общества Роман Самсонов.

Злоумышленники ставят цистерны около магазинов, используют наличный расчет и заправляют машины топливом неизвестного качества, уходя от контроля госорганов, сообщили в НТС. На таких объектах часто нет систем пожаротушения, добавили там.

Распространение теневых заправок связано с относительной простотой используемой техники, полагает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

— Создать заправочную станцию СУГ довольно легко. Можно построить небольшой сарайчик, там поставить баллоны и от них заправляться. Либо вообще пригнать специальную газовую автоцистерну и с нее заправлять другие автомобили, — отметил эксперт.

Технологическая простота и развитый рынок сбыта позволяют заниматься подобными операциями даже людям без особого опыта, добавил Игорь Юшков.

Тренд на увеличение

В России 53 млн автомобилей, свидетельствуют данные аналитического агентства «Автостат» на 1 июля 2020 года. Около 3 млн машин оборудованы под газовое топливо, следует из информации Всемирной организации сжиженного газа.

Пропан-бутан набирает популярность среди водителей с большим ежегодным автопробегом, которым особенно важна экономия средств, сказал «Известиям» автоэксперт Петр Баканов. Средняя цена литра 92-го бензина в Москве превышает 40 рублей, а литр пропан-бутана обойдется в 23–26 рублей. В итоге водители могут снижать расходы на топливо больше чем на 30–40%, подчеркнул Петр Баканов.

— На газ целесообразно переходить, если в год накатывается больше 30 тыс. км. Получается, что при цене в 43 рубля за литр 92-го бензина человек в год тратит около 130 тыс. рублей. Расход топлива на газу выше, но даже при цене в 26 рублей за 1 л возможна экономия около 40 тыс. ежегодно, —объяснил эксперт.

По его словам, переоборудовать машину под газ стоит около 40 тыс. рублей, поэтому для тех, кто не планирует менять автомобиль в ближайшие годы, переход на СУГ может быть особенно выгодным.

Число автомобилей с газобаллонным оборудованием продолжает расти, подтвердила старший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова. По ее данным, в 2019 году было продано на 24,5% больше таких машин, чем годом ранее, а в 2020 году этот рост может составить 27%.

Средний прирост количества машин с газобаллонным оборудованием может составлять 20–25% ежегодно в перспективе следующих пяти лет, а значит, следует ожидать и расширения инфраструктуры, считает Анна Бодрова. Поэтому важно на государственном уровне выработать подходы к решению проблемы нелегальных АГЗС, отметил Роман Самсонов.

— Теневые объекты в газовой отрасли недопустимы, необходимы меры по повышению контроля и безопасности на федеральном уровне, — сказал он.

Использование рядом игроков незаконных методов ведения бизнеса наводит тень на всю отрасль, но решать эту проблему следует не только «кнутом», считает президент НТС Павел Баженов. По его мнению, стимулировать легализацию заправок могло бы повышение уровня государственной поддержки.

Автор: Валерий Воронов

Источник: Известия, 23.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики