Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Китайский игнор: «Сила Сибири» расписалась в собственной слабости

Китайский игнор: «Сила Сибири» расписалась в собственной слабости

Газопровод «Сила Сибири» в свой первый год работы рискует остаться недозагруженным. С января по октябрь Китай прокачал по нему 3,06 миллиарда кубометров газа, подсчитал «Интерфакс» на основе данных «Газпрома» и китайской таможенной статистики. Вице-премьер РФ Александр Новак (до недавнего времени министр энергетики) во вторник заявил, что к настоящему моменту Россия поставила в Китай по газопроводу «Сила Сибири» 3,5 миллиарда кубометров газа.

Но это по-прежнему намного меньше законтрактованного объема в пять миллиардов кубов. И вполне вероятно, что даже до минимального уровня, предусмотренного принципом «бери или плати» (4,25 миллиарда кубометров), поставки уже недотянут.

Несмотря на резкое снижение цены газа — с 188 до 144 долларов за тысячу кубометров, в третьем квартале Китай закупал в среднем 12 миллионов кубов в сутки, что на 1,7 миллиона меньше среднедневного объема по контракту (13,7 миллиона кубов), пишет Finanz.ru.

С 19 октября поставки резко возросли: в этот день суточный отбор газа превысил контрактный объем на 20%. 20 ноября «Газпром» объявил о новом рекорде — плюс 25% (то есть чуть более 17 миллионов кубов в сутки). Но для исполнения условия «бери или плати» Китаю в каждый оставшийся до нового года день надо закупать более 20 миллионов кубометров.

Китайская выгода

Что будет, если Китай не сможет выбрать минимальный объем? Скорее всего, ничего: «Газпром» вряд ли заставит Пекин оплачивать недопоставленные объемы, полагают опрошенные «Ридусом» эксперты.

Во-первых, до сих пор неизвестны досконально условия контракта. Вполне возможно, что принцип «бери или плати» не ограничивается одним годом, и Китай имеет право перенести обязательные объемы на следующие периоды. И даже если в самом контракте такая возможность не прописана, обычно все равно именно так и происходит.

"Прямые штрафы «Газпром» не выставляет, потому что все-таки выстраивает партнерские отношения с покупателем, и просто так деньги не берет, просто переносит эти объемы на последующие годы",— говорит аналитик «Райффайзенбанка» по нефтегазовому сектору Андрей Полищук.

Но в любом случае на перераспределении закупок между наиболее выгодными поставщиками в течение этого нестандартного года Китай сэкономил больше, чем могут быть потенциальные выплаты по условию «бери или плати», добавляет ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

Долгое время КНР «игнорировала» российский трубопроводный газ, отдавая предпочтение СПГ. Дело в том, что у «Газпрома» в формуле ценообразования есть привязка к стоимости нефти, но не прямая, а с временным лагом в шесть — девять месяцев. И уже к началу марта Китай понял, что лучше брать СПГ, цена которого привязана к спотовому рынку.

"В первом полугодии первая волна коронавируса и теплая зима в Азии и Европе привели к тому, что цены на нефть упали уже в феврале — марте, и выгодно было отбирать газ именно по таким контрактам. А у «Газпрома» в первом полугодии цена определялась исходя из стоимости нефти в конце 2019 — начале 2020 года, когда цены были довольно высокими. В январе еще цены на нефть были под 70 долларов за баррель",— напоминает эксперт.

Сейчас же ситуация развернулась. Начинается зима, потребление газа и спотовые цены на азиатских рынках возрастают, приближаясь уже к 300 долларам за тысячу кубометров. А у «Газпрома» топливо, наоборот, подешевело, поскольку опирается на нефтяные цены первого полугодия, которые в марте-апреле вообще падали чуть ли не 20 долларов за баррель.

"Сейчас, осенью и зимой, период низких цен на трубопроводные поставки из России. Поэтому, я думаю, до конца года Китаю будет выгодно отбирать газпромовский газ",— прогнозирует аналитик.

Дальше будет жестче

Для самого «Газпрома» потери тоже вряд ли будут сильно заметными: один миллиардов кубометров для него погоды не делает, отмечает Юшков. Другой вопрос, можно ли в таких обстоятельствах рассчитывать на увеличение потребления газа в Китае. Впрочем, и снижать его он не будет, полагает эксперт.

Если цена российского голубого топлива будет выгоднее других предложений, конечно, Китай будет его закупать и, возможно, в большем количестве. И все же конкуренция на мировом рынке газа очень серьезная, и «Газпрому» надо готовиться к тому, что в будущем она станет еще жестче, предупреждает Полищук.

Если цены на нефть вернутся к росту, вновь оживятся производители СПГ. Есть конкуренция и со стороны угля, цены на которой настолько низкие, что многие его производители даже банкротятся. Доля «зеленой» энергетики будет увеличиваться.

"Это все, конечно, давит не только на «Газпром», но и на всех российских производителей нефти и газа. В будущем эта тенденция будет нарастать, и к этому надо быть готовыми. Думаю, «Газпром» к этому хорошо подготовлен. Себестоимость добычи у российской компании одна из самых низких, инфраструктура под Китай уже подготовлена. Поэтому нет никаких проблем для увеличения объемов",— рассуждает эксперт.

Он ожидает некоторого восстановления цен. Уже сейчас в Европе на спотовом рынке газ стоит около 160 долларов за тысячу кубометров, что, в принципе, уже неплохо для «Газпрома». Но возвращение к прежним 250—300 долларам за тысячу кубов в ближайшее время маловероятно, огорчает аналитик.

"Может быть, будут какие-то пики на споте в зимний период. Но у «Газпрома» эти цены сглаживаются, потому что есть привязка к нефти и временной лаг в контрактах",— добавляет он.

Неожиданная помощь

Безусловно, в условиях возрастающей конкуренции между поставщиками у Китая открывается возможность выбора. Но «Газпром» в этой гонке не выглядит отстающим, по ценам он вполне может конкурировать, уверен Юшков. И в будущее «Силы Сибири» эксперт смотрит с оптимизмом. Трубопровод окупится, дополнительные поставки тоже возможны, считает он.

Российскому газу на китайском рынке поможет его злейший враг — США. По мнению аналитика, с приходом в Белый дом Джо Байдена американская стратегия в отношении Китая не изменится: КНР остается главным стратегическим конкурентом Америки, и та продолжит на него давить. И чем сильнее будет это давление, тем больше будет готовность Китая доплачивать за стабильность поставок.

Эксперт не исключает, что со временем американцы начнут давить не только на технологический сектор китайской экономики, но и на энергетический: откажутся продавать Китаю углеводороды, начнут перекрывать поставки через Малаккский пролив. И в этом плане Россия выглядит для КНР более безопасным партнером.

"Я думаю, что Китай чем дальше, тем больше будет готов платить за безопасность. Вошел же он в «Ямал-СПГ» — проект, который изначально все считали авантюрой, в «Арктик-СПГ» вложился. Почему? На рынке же есть поставщики. Катар, например, который мог бы дать ему те же объемы без дополнительных вложений. Но Китай предпочитает закрепить за проектом статус поставщика именно на свою территорию, купив там долю, подписав контракты. Все, что с севера, более безопасно, чем с юга. Думаю, такая логика у него", — заключает Юшков.

Автор: Екатерина Трофимова

Источник: Ридус, 25.11.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики