Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > США опять принуждают «Газпром» к транзиту через Украину

США опять принуждают «Газпром» к транзиту через Украину

Возможно, концерну придется оплатить Киеву поставку «сверхплановых» 30−40 млрд. кубометров газа в год

Украина, похоже, одержала еще одну победу над Россией в газовой войне. 24 ноября агентство S&P Global сообщило: сербский участок «Турецкого потока», по которому газ должен пойти транзитом в Венгрию и Центральную Европу, будет достроен только в мае 2021 года. Это значит, в следующем году «Газпрому» придется заказывать дополнительные мощности на украинском газотранспортном коридоре из-за недостроенного «Северного потока-2».

Сербский участок — это труба длинной 403 км, и пропускной способностью 13,9 млрд. кубометров в год. Он также включает четыре узла учета и компрессорную станцию. С болгарским отрезком «Турецкого потока» сербский соединяется в городе Заечар, а с венгерской ГТС — в Хоргоше.

Ранее планировалось, что поставки в Сербию по «Турецкому потоку» начнутся в первом полугодии 2020 года. Потом сроки сдвинули на конец 2020 года — подвела Болгария, которая не смогла вовремя построить свой участок. А теперь к болгарам присоединились и сами сербы — они также отстают от графика. В результате, «Газпрому» придется подавать газ по традиционному маршруту — через Украину. 

Напомним, пятилетний транзитный договор с Киевом, заключенный в 2019 году, обязывает «Газпром» платить Украине за прокачку 65 млрд. кубометров газа в 2020 году, и 40 млрд. кубометров начиная с 2021 года. За более значительные объемы нужно доплачивать. Причем, при бронировании мощностей на квартал вперед коэффициент переплаты составляет 1,1, на месяц — 1,2, на сутки — 1,45.

И надо понимать: дополнительные объемы намечаются приличные. По оценкам ряда аналитиков, в 2021-м доступные мощности «Газпрома» в Европу и Турцию составят 175 млрд. кубометров, из которых 32 млрд. предназначены для турецкого рынка. Если «Газпром» планирует выходить на докризисные объемы экспорта — 190−200 млрд. кубометров — ему придется бронировать 30−40 млрд. кубометров в год дополнительных мощностей через Украину.

Надо думать, это позволит украинской экономике вздохнуть свободнее. Плюс даст команде нового президента США Джо Байдена дополнительные козыри в игре против России.

— Ключевая проблема сокращения украинского транзита — это достройка «Северного потока-2», а не затягивание достройки сербского участка, — отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. — Объемы поставок по второй нитке «Турецкого потока» и трансбалтийскому газопроводу несопоставимы. Мощность «Северного потока-2» составляет 55 млрд. кубометров в год, а вторая нитка рассчитана всего на 16 млрд., и частично уже используется — по ней идут поставки в Болгарию и Грецию.

К «Турецкому потоку» осталось подключить только Сербию и Венгрию. Понятно, что Сербию планировали подключить к началу 2021 года, а теперь это отложится до середины 2021 года. А Венгрию в принципе планировали подключать на стыке 2021−2022 годов, поскольку венгры на своей территории должны были создать еще и мощности для потребления.

Поэтому считать, что какая-то катастрофа с поставками произошла из-за Сербии — это неправда. Сербам, напомню, мы поставляем всего 2 млрд. кубометров в год. То есть, задержка на полгода означает, что через Украину придется дополнительно поставить 1 млрд. кубометров. Это не та проблема, о которой стоит говорить.

Вот «Северный поток-2» — принципиальная проблема. Поскольку трансбалтийский газопровод не достроен, с Украиной придется подписывать договор о дополнительных поставках на первую половину 2021 года.

«СП»: — Насколько «Газпром» увеличит транзит через Украину?

— Если заключать соглашение с Киевом с запасом, речь может идти о дополнительном объеме в 10−15 млрд. кубометров. Подчеркну, только на полгода. Дальше, если запустят «Северный поток-2», продлять соглашение о доппоставках не придется. Как вариант, — если испытания «Северного потока-2» затянутся, — соглашение можно будет продлить на три месяца.

Но с моей точки зрения — это абстрактные рассуждения. Мы не знаем, какая зима будет в Европе, и сколько Европа закупит в итоге газа. Все нынешние прикидки по украинскому транзиту — очень приблизительные.

«СП»: — 20 октября Госдепартамент США расширил санкции против «Северного потока-2». Новые меры направлены на компании, которые будут предоставлять услуги или финансирование для судов, работающих над достройкой незавершенного участка трубы протяженностью 160 км. По мнению экспертов, США пытаются не допустить дооснащения трубоукладчика «Академик Черский», без которого тот, возможно, не сможет приступить к достройке газопровода. Администрация Байдена может использовать ситуацию вокруг украинского транзита, чтобы сорвать достройку «Северного потока-2»?

— Сложно сказать, что еще нового могут придумать американцы — они уже ввели достаточно санкций против трансбалтийского проекта. Тут важно другое: Байден и стоящие за ним демократы, в отличие от Трампа, много рассуждают об усилении связей с партнерами США за рубежом. Санкции же против «Северного потока-2» бьют непосредственно по партнерам американцев в Европе — в первую очередь, по Германии. Понятно, что демократам такая перспектива не очень улыбается. Поэтому я бы не ожидал резкого ужесточения американских санкций.

«СП»: — Почему все-таки не достраивается «Северный поток-2»? Почему «Академик Черский» совершает непонятные маневры в окрестностях порта Мукран, но к укладке трубы не приступает?

— «Газпром» ничего внятного на этот счет не говорит. Консенсусное мнение экспертов — «Черский» занимается репетицией, и отрабатывает технологии укладки труб большого диаметра (48 дюймов), какие используются в проекте «Северный поток-2». Прежде, напомню, судно использовалось только в менее масштабных проектах.

Причем, мы не имеем никакой информации — получается ли у «Черского» укладывать трубы, или его нужно дополнительно модернизировать. Из-за этого ничего нельзя сказать и о сроках достройки «Северного потока-2».

— Дополнительные поставки через Украину в объеме 30−40 млрд. кубометров в год крайне маловероятны, — считает заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Алексей Гривач. — Мировая экономика еще не вышла из кризиса, неизвестно, когда закончатся карантинные мероприятия, в том числе в Европе. Стало быть, о росте потребления газа речи не идет.

Даже если компрессорная станция в Сербии будет достроена в мае 2021 года — вообще-то сербы планируют ускориться, и достроить ее быстрее, — Европе хватит запасов, накопленных в подземных газовых хранилищах. Кроме того, в этот регион должен прийти газ из Азербайджана — в результате, на европейском газовом рынке возникнет дополнительная конкуренция.

Не думаю, что в такой обстановке потребуется задействовать украинский маршрут. По крайней мере, в значительных масштабах.

«СП»: — То есть, выигрыш Киева от дополнительных поставок российского газа будет невелик?

— Сложно оценивать этот выигрыш. Он зависит от суточных заявок, и от текущего энергетического баланса. Вопрос о дополнительном резервировании будет решаться в процессе поставок. Но совершенно точно, что резервирования в 30−40 млрд. кубометров в год не будет.

«СП»: — Когда, по-вашему, будет введен в эксплуатацию «Северный полток-2»?

— США своими санкциями запугивают всех партнеров «Северного потока-2» — и потенциальных, и реальных — разрушением бизнеса. По сути, имеет место рэкет со стороны мирового гегемона, который в значительной степени контролирует мировую финансовую систему.

Тем не менее, борьба за достройку газопровода продолжается. Уверен, «Северный поток-2» будет достроен, просто это потребует больше времени. Что до прогнозов конкретных сроков — я бы от них воздержался. Любая информация об этом создает дополнительные рычаги для негативного воздействия на проект.

Надо понимать: против «Северного потока-2» ведется война. Поэтому ограничение информации о том, как идет работа над проектом, не только оправдано, но и критически необходимо.

Автор: Андрей Полунин

Источник: Свободная пресса, 25.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики