Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > И. Юшков: Путин хочет преодолеть санкции по СП-2, как это делал СССР

И. Юшков: Путин хочет преодолеть санкции по СП-2, как это делал СССР

США намерены препятствовать строительству газопровода и дальше, но Россия настроена преодолеть все препоны и успешно завершить проект.

В СМИ появилась новость о том, что норвежская компания Det Norske Veritas — Germanischer Lloyd (DNV GL) выходит из проекта «Северный поток – 2» (СП-2). Сегодня появилось уточнение, что компания выйдет лишь из части проектов, связанных с сертификацией морских судов, которые находятся под санкциями, но не откажется от сертификации газопровода.

Мы решили подробно обсудить ситуацию вокруг СП-2 с Игорем Юшковым, ведущим аналитиком Фонда национальной энергетической безопасности, экспертом Финансового университета при Правительстве РФ, колумнистом Forbes.

«Ситуация сложная. «Газпром» ничего не говорит, но его позицию тоже можно понять, потому что если что-то неосторожное заявить и обозначить, какое судно предполагается использовать для достройски СП-2, то против этого судна заранее будут введены санкции, что очень усложнит реализацию этого проекта. Поэтому «Газпром» и стремится минимально информировать о реализации данного проекта.

Но это создаёт дополнительное обсуждение. Вчера действительно была информация, что норвежская компания перестанет оказывать услуги по сертификации судов. Позже она уточнила, что не будет заниматься сертификацией судна, но сертификаты по поводу самого газопровода она выдавать продолжит.

И здесь не понятно, на какой стадии взаимодействия она была с «Газпромом» в момент своего ухода. Она должна выдать сертификат, что всё оборудование, которое стоит на судне для того, чтобы строить подобные газопроводы, оно всё правильное, лицензированное и может нормально работать.

Насколько мы понимаем, «Академик Черский» пришёл с Дальнего Востока, примерно в мае он прибыл в Мукран, и с мая стоял там. Какие-то работы, видимо, на нём производились. По всей видимости, он всё-таки прошёл модернизацию в Мукране.

Модернизация заключалась в следующем. На нём стояло оборудование, чтобы сваривать в нитку газопровод меньшего диаметра, а ему поставили оборудование, чтобы он мог сваривать газопровод большего диаметра. Потому что до этого он на Сахалине работал. А там газопроводы меньшей мощности и, соответственно, диаметра.

А СП-2 большей мощности, трубы на нём больше, и чтобы сваривать её в нитку, ему нужно было новое оборудование. Ему его поставили. Когда его поставили, «Газпром» тоже не говорит. И в этом плане он мог успеть это оборудование поставить и даже получить сертификаты от норвежской компании до того, как Госдеп объявил о том, что он теперь будет расширенно рассматривать санкции против СП-2.

Известно, что против газопровода действует только один пакет санкций, который был принят в декабре 2019 года. Там есть запрет на оказание услуг по строительству и запрет на финансирование проекта.

Эти санкции были введены законом об оборонном бюджете. Они, можно сказать, внутрь были зашиты. И Трамп их подписал. Именно после введения этих санкций ушла швейцарская компания Allseas, забрала свои суда-трубоукладчики, которые там использовались. И «Газпром» как раз начал искать альтернативу.

Но помимо этого закона, есть ещё закон о сохранении энергетической безопасности Европы. Там было написано, что этот закон давал американскому президенту право вводить следующие санкции. И был перечислен ряд ограничений против России, среди которых был пункт о том, что запрещено оказывать услуги по достройке и финансированию. Точно известно, что Трамп эти ограничения не вводил в действие. Но он мог поручить передать эти полномочия Госдепу. Неизвестно, поручил или не поручил. Если поручил, то вводил ли Госдеп какой-то из этих пунктов в действие? Это неизвестно. Но 20 октября Госдеп опубликовал пресс-релиз о том, что он будет трактовать широко те самые санкции закона о сохранении энергетической безопасности Европы.

Но непонятно, почему OFAC при Минфине США трактует закон так, что сертификация не подпадает под санкции, а Госдеп говорит, что подпадает. По крайней мере, со слов норвежцев мы так понимаем. Тут не понятно. 

Если «Газпром» действительно потерял партнёра по сертификации, то найти его будет тяжело. Потому что в мире не так много подобных компаний. Создать свою компанию тоже будет сложновато, потому что не понятно, в какой степени европейцы готовы принимать те сертификаты, которые им могут дать российские компании.

У нас таких компаний нет, придётся их создавать с нуля. Плюс как-то надо будет взаимодействовать с европейцами. Не факт, что они на это всё согласятся. Поэтому это довольно существенная проблема для «Газпрома». Ведь если он достроит газопровод, то ему надо будет подать этот сертификат в немецкие органы, чтобы тот разрешил ввести его в эксплуатацию.

Но гарантий того, что эти санкции точно заблокировали СП-2, нет. Именно поэтому американцы и разрабатывают новые законопроекты о санкциях против СП-2: они понимают, что «Газпром» может его достроить. Они не верят, что «Газпром» остановится, они считают, что он будет достраивать газопровод.

По поводу российских санкций в США между демократами и республиканцами есть консенсус, они все поддерживают эти ограничения, и [избранный президент Джо] Байден не может ни отменить, ни смягчить ни старые санкции, ни законопроекты по новым санкциям.

Новые законопроекты по санкциям за авторством как демократов, так и республиканцев. От Байдена тут ничего не зависит. Он может отменить указы предыдущего президента, но отменить те санкции, которые есть против СП-2, он не в силах – они введены федеральными законами, указа президента недостаточно.

А в новых законопроектах с санкциями даже формулировки смягчить сложно после истории с Навальным. Немцы весь 2020 год пытались пролоббировать смягчение формулировок. Они пытались сделать так, чтобы в них осталось всё, что касается строительства – это и так уже запрещено. Но при этом они хотели исключить те пункты, которые касаются ввода в эксплуатацию и обслуживания. Согласно этим пунктам, будет запрещено выдавать разрешение на ввод в эксплуатацию, обслуживать, сертификаты выдавать.

И немцы боялись ситуации, что «Газпром» достроит СП-2, придёт со всеми документами, которые прописаны в европейском законодательстве и Германии, и скажет: «Давайте запускать газопровод, выдайте разрешение». И если те выдадут разрешение, получится, что они исполнят своё законодательство, но нарушат запреты США. И США введут санкции уже даже не против коммерческих компаний, а против органов государственной власти Германии. А если Германия соблюдёт запреты США и не даст разрешение, то она нарушит свои собственные законы. Они не хотели оказаться в этой правовой коллизии и пытались лоббировать смягчение формулировок.

Но после истории с Навальным, думаю, даже это не получится сделать, и санкции будут приняты в самом жёстком варианте.

Но общий российский настрой есть на то, чтобы достраивать этот проект всё равно. Потому что Путин воспринимает это как историческую аналогию. 50 лет назад, когда строили самые первые газопроводы из СССР в Европу, была абсолютно такая же история. США вводили санкции, только тогда они пытались заставить европейцев вместо советского газа потреблять американский уголь. А сейчас вместо российского газа – американский СПГ. История повторяется.

Путин последние годы очень увлекается историческими вещами, а в прошлом году было довольно яркое празднование 50-летие наших поставок в Европу. Я думаю, что он эту историю помнит. Поэтому он, как и тогда, хочет преодолеть эти санкции и достроить газопровод. Я думаю, для него это принципиальный момент. Наверное, будут стараться достраивать».

Обращаем ваше внимание что следующие экстремистские и террористические организации, запрещены в Российской Федерации: «Свидетели Иеговы», Национал-Большевистская партия, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ, ДАИШ), «Джабхат Фатх аш-Шам», «Джабхат ан-Нусра», «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Тризуб им. Степана Бандеры», «Организация украинских националистов» (ОУН).

Автор: Ксения Мальцева

Источник: Журналистская правда, 27.11.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики