Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Европейский курс "зеленой энергетики" уперся в эстонский тупик

Европейский курс "зеленой энергетики" уперся в эстонский тупик

Специальные субсидии, особые тарифы и прочие меры поддержки со стороны государства так и не сделали предприятие, занимающееся производством экологически чистой энергии, привлекательным для инвестиций. Но других источников у Эстонии в перспективе не ожидается.

Министр финансов Эстонии Мартин Хельме сообщил, что государство готово при первой же возможности вывести на биржу предприятие по производству возобновляемой энергии (ВИЭ) Enefit Green (является дочкой эстонской государственной компании Eesti Energia – прим Baltnews). Он также добавил, что компания была готова к IPO (размещению и продаже своих акций на бирже) уже весной 2020 года, но COVID-19 вынудил перенести эту инициативу на осень.

"Сегодня план выхода на биржу таков – если мы примем решение, то сможем реализовать его в течение нескольких месяцев", – сказал Мартин Хельме.

Казалось бы, хорошие новости, ведь дочка Eesti Energia вскоре может получить неплохие инвестиции от частного сектора за счет продажи своих акций. Но есть один нюанс: эстонская госкомпания Eesti Energia готовила к IPO свою дочку Enefit Green, специализирующуюся на производстве "зеленой энергии", еще в 2018 году.

Это значит, что COVID-19 уж никак не служит серьезной причиной отсрочки выхода компании на биржу. В 2018 году не было никакого коронавируса, но требуемой приватизации 49% активов Enefit Green так и не произошло. Выходит, ВИЭ для инвесторов в Эстонии – это не настолько выгодное вложение, каким его хотят преподнести в правительстве балтийской страны или в госкомпании Eesti Energia.

При этом государство продолжает наращивать долю ВИЭ в своей энергетике и отказывается от использования горючих сланцев – основы энергетики страны – ради соблюдения "зеленой сделки", навязанной ей Еврокомиссией. Учитывая, что покупать акции Enefit Green никто не торопится, тянет на себе всю финансовую нагрузку по "озеленению" страны государственная компания Eesti Energia, неоднократно запрашивавшая дополнительные суммы из госбюджета.

Главное – быть в тренде, выгода подождет

Развитие "зеленой энергетики", да еще в период коронакризиса, когда серьезно уменьшился мировой спрос на традиционные энергоносители – нефть и газ, стало для политиков из стран Евросоюза новой "модой", ради которой можно не жалеть средств.

Но одно дело, если международные корпорации развивают ВИЭ параллельно с нефтегазовыми проектами, как, например, Royal Dutch Shell – при общем объеме годовых инвестиций 25–30 миллиардов долларов компания инвестирует в "зеленую энергетику" всего один-два миллиарда в год.

Совсем другое дело, если эстонская госкомпания, увеличивающая свой капитал лишь за счет убыточного бюджета маленькой страны, планомерно наращивает долю ВИЭ в энергетике, но не может при этом привлечь инвестиции из частного сектора.

Судя по отчетам системного оператора Эстонии Elering, в 2019 году в стране выработка электроэнергии составила 6,4 ТВт*ч. Компания Enefit Green в 2019 году за счет ВИЭ произвела рекордные 1,2 ТВт*ч (в 2,5 раза больше, чем годом ранее).

Выходит, предприятие, способное обеспечить 18,75% от всего объема выработки энергии в Эстонии, уже два года никак не может заинтересовать частных инвесторов. Повторимся, списывать все на COVID-19 не стоит, – никто не мешал приобретать акции Enefit Green еще до того, как началась пандемия.

Крупных инвесторов пиаром не возьмешь

В беседе с Baltnews аналитик ФНЭБ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков объяснил, что привлекательность проектов по ВИЭ-генерации для инвестора повсеместно упирается в уровень помощи со стороны местного правительства. В странах Евросоюза, как и во многих других государствах по всему миру, "зеленая энергетика" нуждается в специальных тарифах, предоставляемых правительством. В противном случае, она не выдерживает конкуренции с традиционными источниками генерации.

"Напомню, покупка акций компаний, которые занимаются производством ВИЭ, – это нормальная практика для крупных международных корпораций. Этим сейчас занимаются даже нефтегазовые компании. Но если в правительстве Эстонии уже два года подряд переживают, что инвесторы не заинтересуются активами Enefit Green, значит условия ее работы – предоставляемые ею тарифы и субсидии – неспособны обеспечить гарантированную прибыль", – пояснил специалист.

Юшков также отметил, что в целом по Евросоюзу продолжает нарастать тренд по развитию ВИЭ. При этом "политиков Западной Европы, которые ссылаются на климатическую повестку, на самом деле интересует защита отечественных потребителей".

"Углеродный налог, который хотят ввести в ЕС, – это мера, которая уравняет европейского производителя, использующего дорогие ВИЭ и, скажем, китайского производителя, использующего дешевую традиционную энергетику. Но похоже, что поддержка "зеленого курса", учитывая ситуацию с эстонским Enefit Green, на практике выполняется в ЕС неравномерно", – подчеркнул эксперт.

Видимо, чтобы сделать ВИЭ-проекты эстонской компании по-настоящему прибыльными, не хватило даже рекордных в этом году субсидий правительства – только за период январь-март на ВИЭ-генерацию было выделено 29 млн евро субсидий, что на 13% больше, чем в аналогичный период 2019 года.

При этом компания Enefit Green, несмотря на отсутствие внимания и денег инвесторов, разработку и строительство новых ветропарков продолжает. Речь идет о четырех проектах: два объекта на северо-западе Эстонии и в Рижском заливе, 30 ветряков в поселке Ристи в Ляэнемаа и еще десять – в волости Саарде в Пярнумаа.

А тем временем Eesti Energia, в состав которой входит Enefit Green, с разной периодичностью, запрашивает финансовую помощь у бюджета Эстонии, кстати, не всегда даже для "зеленых проектов". Например, 1 апреля этого года госкомпания получила от государства 125 млн евро для строительства под Нарвой нового завода по производству сланцевого масла.

Проблемный мейнстрим

Министерство экономики и коммуникаций Эстонии каждые два года готовит отчет для Европейской комиссии о выполнении "Плана действий по возобновляемым источникам энергии до 2020 года". На сайте Министерства экономики и коммуникаций страны говорится о том, что такая задача выполнена уже сегодня.

"В 2018 году доля ВИЭ в энергетике государства составила 19,86%, в 2019 году – 21%. Таким образом, цель Эстонии в области возобновляемой электроэнергии на 2020 год была достигнута", – говорится в ведомстве.

Но это не значит, что балтийская страна на этом остановится. В госкомпании Eesti Energia открыто заявляют, что к 2023 году они планируют увеличить долю ВИЭ-генерации до 45%. Конечно, не весь этот объем достанется энергетике Эстонии, все-таки Eesti Energia часть своей генерации продает на рынках Латвии, Польши и Литвы. Но тенденция по увеличению "зеленой энергетики" в Эстонии все же есть.

Значит ли это, что ЕС будет помогать балтийской стране придерживаться "зеленого пути" и дальше? Помогать – неизвестно, а вот принуждать – точно. По условиям "зеленой сделки", которую Еврокомиссия навязала всем членам ЕС, к 2050 году планируется сократить общие выбросы парниковых газов на 90% по сравнению с их текущим объемом.

Результат – уже сейчас энергоконцерн Eesti Energia из-за удорожания квот на CO2 вынужден сокращать производство электричества из сланца и отправлять сотрудников в принудительные отпуска.

Выходит, инвестиции из частного сектора в "зеленую энергетику", особенно в 2020 году, неплохо стекаются в "ядро" Евросоюза, а вот "периферия" (к которой можно отнести и Эстонию) должна заниматься переходом на ВИЭ сама, за свой счет.

Но правительство Эстонии, видимо, это не пугает. Судя по аукциону (на сайте министерства), где правительство страны предлагает отбирать для энергетики страны ВИЭ-генерацию, объемы "зеленой энергетики" в Эстонии должны неуклонно расти. Для сравнения: в 2020 году на аукционе готовы были выкупить 5 ГВт*ч ВИЭ, а в 2021 – уже 450 ГВт*ч.

Когда амбиции не по размеру

Политолог, доцент РГГУ Вадим Трухачев уверен, что правительство Эстонии поступает так, поскольку у него попросту нет выбора. Эксперт напомнил, что балтийские страны планируют отключиться от энергокольца БРЭЛЛ, но при этом собственной традиционной генерации недостаточно, чтобы удовлетворить внутренний спрос.

В итоге Эстонии, как и ее соседям, придется покупать энергию у Евросоюза, активно переходящего на "зеленый курс", что делает электроэнергию ощутимо дорогой.

"Балтийская страна в тупике. Импортировать старые источники генерации вскоре будет нельзя по техническим причинам. Закупать энергию на западе – дорого. Собственных источников не хватает, вот и приходится развивать ВИЭ, других вариантов нет", – отметил эксперт.

"Вот только Эстония – это не Дания и не Нидерланды, которые обладают совершенно другим уровнем достатка среди населения и количеством средств в бюджете, что в сумме позволяет таким странам спокойно разрабатывать и наращивать долю ВИЭ в своем энергобалансе", – подчеркнул Трухачев.

По его словам, именно здесь кроется причине того, что "зеленый курс" в балтийской стране не достигнет такого же успеха, как в Скандинавии или в Западной Европе". А отсюда и проблема с привлечением желаемых инвестиций – их уровень в Эстонии не сможет сравняться с инвестиционным уровнем в других странах ЕС.

Автор: Илья Круглей

Источник: Baltnews.ee, 30.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики