Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток–2" мешает Украине сорвать транзитный куш

"Северный поток–2" мешает Украине сорвать транзитный куш

В Европе растет спрос на российский газ из-за наступления холодов. "Газпрому" придется либо достроить "Северный поток–2", либо переплачивать за украинскую ГТС.

Транзит российского газа через территорию Украины начал превышать законтрактованные объемы, сообщает EADaily со ссылкой на "Оператора ГТС Украины". Это обусловлено ростом потребления газа в Европе – возможно, из-за наступления холодов.

Пока речь идет о небольших объемах сверх нормы. Но уже в начале следующего года "Газпрому" могут понадобиться серьезные дополнительные мощности – примерно 25 млрд кубометров, если спрос на газ вернется к докоронавирусному.

По данным "Оператора ГТС Украины", "Газпром" уже качает через Украину 181 млн кубометров в сутки – на три миллиона больше, чем прописано в контракте. Такие значение были достигнуты за последние несколько дней, начиная с 25 ноября.

Разница в несколько млн кубометров может выглядеть небольшой. Однако украинские тарифы на транзит самые высокие – 31,75 долларов за тысячу кубометров. То, что "Газпром" качает сверх нормы, оплачивается по повышенной ставке: при бронировании на квартал вперед стоимость увеличивается на 10%, на месяц – на 20%, на сутки – на 45%.

При этом полностью заполнено не только украинское направление. Газопровод Ямал-Европа и "Северный поток" через Балтийское море также работают на максимальной мощности. Решить эту проблему должен газопровод "Северный поток–2". Ведь в случае, если Европа станет потреблять докризисные 175 млрд кубометров, то российскому поставщику не хватит всех забронированных не по украинскому направлению мощностей. Они в сумме обеспечивают поставку 150 млрд кубометров. Значит, оставшиеся 25 млрд кубометров "Газпрому" придется бронировать на транспортировку у Украины. В этом главная причина, по которой "Нафтогаз Украины" надеется на остановку газопровода "Северный поток – 2".

Мнение

Украина всегда выступала против "Северного потока–2", указал ведущий аналитик Фонда национальной энергобезопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

"Все логично, потому что газопровод должен позволить России иметь выбор маршрута доставки газа в Европу. Сейчас Украина является безальтернативным транзитером. Россия не имеет возможности отказаться от Украины и поставить в Европу весь газ, который европейцы контрактуют. И нам Украина необходима. И эту проблему Россия как раз пытается решить, диверсифицировав маршруты доставки нашего газа", – указал он.

Соответственно, если Россия запускает "Северный поток–2", то это позволит транспортировать газ по новому маршруту. А это значит, что Украина лишится транзита.

"Потому что качать газ через "Северный поток–2" и вообще любые газопроводы вокруг Украины выгоднее, потому что у них очень высокий тариф сейчас, по крайней мере, в этом пятилетнем контракте. Кроме того, у них очень энергозатратная система. Европейцы хотят ввести углеродный налог, и чем больше углеродный след... тем больше к стоимости. <...> Как ни крути, украинский маршрут неконкурентоспособен".

Ранее американская газета Wall Street Journal сообщила, что украинские лоббисты продавили первый пакет санкций против газопровода. Участие в этом приняли председатель правления НАК "Нафтогаз Украины" Вадим Гламаздин и глава Центра исследования энергетики Александр Харченко.

Источник: Baltnews.lv, 30.11.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики