Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > "Северный поток-2" используют для экспорта водорода?

"Северный поток-2" используют для экспорта водорода?

Германия предлагает России помощь в создании инфраструктуры для транспортировки водорода в страны ЕС, а также считает, что одним из маршрутов его доставки в Европу может стать "Северный поток-2". Об этом глава Федерального министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности Германии (BMU) Карстен Зах сообщил в рамках российско-европейской конференции по климату, которая проходит на площадке Центра энергетики "Сколково".

По его оценке, в долгосрочном периоде по "Северному потоку-2" будет поставляться больше водородного сырья. "Разумеется, будет переходный период, но в долгосрочном периоде - водородного", - приводит слова Заха ТАСС.

В Европе все больше потребителей заинтересованы в водороде, указал он, добавив, что в этом вопросе у РФ и Германии есть большие перспективы. "Спрос будет смещаться в сторону водорода", поэтому "в интересах России и Германии, а также Евросоюза создавать соответствующую инфраструктуру и схему поддержки этого сектора энергетики", отметил глава германского министерства.

В России есть большой потенциал для производства водорода, заявил он. В Германии "готовы помочь в создании этой инфраструктуры" для экспорта водорода в Европу, заключил Зах.

Как отметил в беседе с корреспондентом "Вестника Кавказа" ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, действительный спрос на перекачку по "Северному потоку-2" водорода вместо природного газа возникнет нескоро. "Тут все будет зависеть от самих европейцев: как у них будет расти спрос на водород и насколько они будут готовы покупать российский водород, который будет производиться из того же природного газа. Надо понимать, что Европа хочет получать "зеленый" водород, получаемый из воды путем электролиза, а тот водород, который производится из газа, с их точки зрения, является "голубым" или "серым". Если при переработке газа в водород улавливается CO2, то это приемлемый "голубой" водород, но если не улавливается ради удешевления процедуры, тогда это "серый водород", его в ЕС не хотели бы покупать", - поведал он.

"При этом "зеленого", дорогого водорода, который производится на территории самого Евросоюза, европейцам явно не хватит. Поэтому они все равно будут импортировать разных цветов водород, вопрос только в том, в каких объемах? Я думаю, что более перспективным вариантом будет такая схема, при которой "Северный поток-2" используется прежде всего для доставки природного газа, но в него подмешивается водород. Европейцы сейчас работают над проектами, когда электростанции смогут использовать газ с примесью водорода до 30%. Скорее всего, в обозримом будущем речь пойдет именно об этом. Чистые поставки водорода пока маловероятны", - подчеркнул Игорь Юшков.

Европа сейчас в большей степени говорит о переходе на "зеленое топливо", чем действительно переходит на него. "ЕС активно заявляет о планах декарбонизации и полного отказа от ископаемого топлива. Водород является одним из элементов этого энергоперехода к безуглеродной энергетики. Во-первых, он должен будет попросту потребляться, например, в автомобилях с водородными двигателями, которых пока очень-очень мало, и разработок для промышленного выпуска таких машин нет. Во-вторых, он будет использоваться как система хранения энергии. Сейчас все не используемое электричество закачивается в аккумуляторы, а это очень дорогая система, быстро теряющая емкость, технология аккумуляторов не прогрессирует. Поэтому в ЕС хотят лишнее электричество направлять на производство водорода, а когда потребуется дополнительная энергия, сжигать водород", - рассказал о планах Евросоюза эксперт.

"Но на самом деле потребление водорода в Европе пока что довольно небольшое. Очень много грандиозных планов, европейцы полны решимости, что воплотят их в жизнь и откажутся от ископаемого топлива быстрее всех в мире. Однако рынка водорода там почти нет. Мы можем говорить о том, что он будет развиваться и понадобятся дополнительные поставки из-за рубежа, и Россия может его продавать, но это перспектива ближайших десятилетий в лучшем случае", - заключил Игорь Юшков.

Источник: Вестник Кавказа, 01.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики