Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Таинственные маневры трубоукладчиков «Северного потока - 2» получили объяснение

Таинственные маневры трубоукладчиков «Северного потока - 2» получили объяснение

Кто остался на трубе: «Фортуна» или «Академик Черский»

Сегодняшний день, 5 декабря, вполне возможно, станет поворотным в судьбе многострадального российского экспортного газопровода «Северный поток»-2. Именно с этой даты, согласно решению немецкого регулятора, российское судно-трубоукладчик сможет приступить к достройке оставшихся 100 с небольшим километров трубы по дну Балтийского моря. Прокладка была заморожена в начале этого года в связи с введением американских санкций против судов западных компаний, работающих на проекте СП-2. Впрочем, ответа на вопросы, будет ли возобновлено строительство и если да. то какой именно трубоукладчик возьмется за работу, до сих пор нет. «Газпром», видимо, опасаясь новых американских санкций, обставляет процесс возобновления работ в лучших конспирологических традициях.

Еще буквально два дня назад речь шла о том, что разрешение на проведение работ на Балтике от немецкого регулятора получило судно-трубоукладчик «Академик Черский». Оно почти сразу же снялось с рейда на Куршской косе вблизи Калининграда и устремилось к порту Мукран – логистической базе СП-2. Но не дойдя до места назначения 150 км вдруг снова остановилось. Между тем, власти Германии в лице Федерального морского и гидрографического агентства назвали новое имя. Укладывать трубы на немецком участке подводного газопровода «Северный поток-2» будет баржа «Фортуна», также ходящая под российским флагом. В настоящее время «Фортуна» стоит в немецком порту Висмар, свидетельствуют данные системы позиционирования судов MarineTraffic.

Компания-оператор проекта Nord Stream 2 подтвердила, что трубоукладочные работы в водах Германии будут вестись с использованием якорного судна ориентировочно с 5 по 31 декабря. Кстати, сейчас неподалеку от Мукрана стоят несколько судов снабжения, в частности «Умка» и «Финвал».

Напомним, что с конца 2019 года, когда конгресс США ввел санкции против зарубежных подрядчиков строительства газопровода, и до настоящего времени официально не назывались конкретные суда, которым предстоит достраивать его в условиях санкций. Исходя из имеющихся у России ресурсов, предполагалось, что это может быть «Академик Черский» или «Фортуна». Примечательно, что за последние месяцы оба судна сменили владельцев. Многие эксперты полагают, что это было сделано для того, чтобы обезопасить крупных игроков от возможных американских санкций.

Вполне вероятно, что и нынешние маневры судов-трубоукладчиков, как морские (с малопонятным для непосвященных изменением мест дислокации), так и бюрократические (когда одно разрешение меняют на другое), призваны запутать недоброжелателей из Вашингтона в отношении того, на кого же накладывать новые санкции и какие именно, чтобы не позволить довести трубу до конца.

Прокомментировать события вокруг достройки «Северного потока-2», «МК» попросил экспертов

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при правительстве РФ:

«Судя по всему, «Академику Черскому» предстоит провести работы на стыке немецкого и датского участков газопровода. До этого он несколько дней простоял в районе Куршской косы, на участке морской границы России и Литвы. В целом ситуация остается неопределенной, и последние перемещения российского трубоукладчика не дают понять в полной мере, начинается достройка «Северного потока-2» или нет. Сейчас речь идет о коротком отрезке в 2,6 километра по немецкой акватории (за который, вероятно, возьмется «Фортуна»). А основной незавершенный участок – длиной 147 километров - надо прокладывать не в немецкой акватории, а в датской, к юго-востоку от острова Борнхольм. Возможно, после нынешнего этапа работ «Академик Черский» возьмется за датский участок. Главное сейчас для трубоукладчиков – приступить к делу. Кстати, Германия уже давно дала «Газпрому» разрешение на строительство газопровода, а сейчас немецкий регулятор BSH всего лишь оповестил другие суда, которые могут оказаться в районе работ: будьте внимательны».

Артем ДЕЕВ, руководитель аналитического департамента AMarkets:

«Очередному маневру «Академика Черского», который направился от Куршской косы к берегам Германии, пока не стоит придавать слишком большого значения. Вполне вероятно, что судно выйдет на достройку на мелководье, но этот эпизод незначителен на фоне общих перспектив проекта. Если даже сейчас США позволят «Газпрому» завершить строительство магистрального газопровода, с подлинными проблемами «Северный поток-2» столкнется позже, когда вступят в силу американские санкции. В частности, у связанных с данным проектом судов возникнут очевидные сложности с сертификацией. Удастся ли их преодолеть или обойти, непонятно».

Авторы: Николай Макеев, Георгий Степанов

Источник: МК, 05.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики