Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Россия устроила путаницу вокруг «Северного потока - 2»

Россия устроила путаницу вокруг «Северного потока - 2»

Москва сбивает Вашингтон со следов строителей газопровода

Маневры морских судов, задействованных в создании последнего отрезка газопровода «Северный поток - 2» (СП-2), в последнее время напоминают «броуновское движение»: информация о дислокации кораблей, равно как и о том, кто из них в итоге будет прокладывать оставшиеся 150 км трубы, каждый день меняется. Трубоукладчик «Академик Черский» уже бросил якорь в непосредственной близи от недостроенной подводной части газового маршрута. Там же остановилась баржа «Фортуна», которая, как утверждает Германия, забьет церемониальный «золотой костыль» в газопроводной ветке и выведет ее на немецкие берега. Эксперты дали два объяснения подобной предновогодней суеты: либо оба судна ищут наиболее удобную диспозицию для проведения работ в акватории Балтийского моря, либо участники СП-2 стараются уберечь себя от новых санкций со стороны США.

В соответствие с последними данными портала по отслеживанию трафика судов Marine Traffic, «Академик Черский», еще год назад отправленный «Газпромом» на достройку оставшегося отрезка СП-2, вышел из немецкого порта Мукран, где находится ресурсная база газопровода, и бросил на якорь между побережьем Польши и принадлежащим Дании островом Борнхольм. Это именно тот район, где пока заканчивается достроенная часть сырьевого маршрута.

Формально, уже 5 декабря «Академик», получивший на тот момент от немецких регуляторов разрешение на проведение работ в балтийской акватории, был готов приступить к укладке трубы. Однако Федеральное ведомство судоходства и гидрографии Германии (BSH) неожиданно объявило, что достраивать газопровод будет баржа «Фортуна», также сертифицированная немецкими чиновниками. Более того, по информации международной системы позиционирования морских судов, еще в субботу она выдвинулась из немецкого Висмара и направилась в германский порт Росток, чтобы поскорее достичь назначенной точки строительства, а «Черский», в свою очередь, вернулся обратно в Мукран.

Исходя из данных спутниковых систем отслеживания, в последние два дня скорость передвижения обоих судов остается на нулевом уровне. Другими словами, они находятся на одном месте — недалеко от места продолжения газопровода. Конечный адрес маршрута в морских картах не указан: англоязычная аббревиатура «NA», используемая в ячейках информационных таблиц, обычно свидетельствует об отсутствии конкретных сведений о местонахождении корабля, или указывают на недоступность ответа от флотских командиров.

Теоретически, по мнению эксперта Финансового университета при правительстве РФ Игоря Юшкова, постоянная перемена дислокации трубоукладчика и баржи может быть сопряжена исключительно с технологическими аспектами. В частности, «Фортуну» сопровождает российское судно снабжения «Катунь», которое может обеспечивать баржу дополнительным необходимым оборудованием. В свою очередь, к остановившемуся в море «Академику» присоединился другой снабженец — судно «Иван Сидоренко», преодолевшее для этого более 2 тыс км из Калининграда. В направлении «Черского» движется еще одно российское снабженческое судно — «Финвал». Кроме того, в районе достройки СП-2 также постоянно находятся вспомогательный якорезаводчик «Умка» и ледокол «Владислав Стрижов», который сможет пролагать строителям путь в зимний период.

Поскольку основные участники создания СП-2, в том числе и «Газпром», явно конспирируют информацию о дальнейшем планах завершения морского отрезка газопровода, эксперты советуют в первую очередь обращать внимание на официальные заявления задействованных в строительстве организаций. Так, по словам представителей BSH, до конца этого года в достройке оставшейся ветки будет задействована «Фортуна» — баржа будет вести работы по укладке труб южнее мелководного района Адлергрунд в Балтийском море. Однако длина этого участка составляет всего 2,5 км и пролегает по немецкой территории. В свою очередь, ключевая часть недостроенной магистрали – примерно 50 км газопровода — должна быть проложена в исключительной экономической зоне Дании, с которой у России уже не раз возникали разногласия относительно СП-2. Как полагает Юшков, «Газпром» старается застраховать себя от возможных претензий Копенгагена, которые могут возникнуть в будущем из-за очередных санкций Вашингтона к проекту, поэтому и создает своеобразную путаницу в судах, задействованных на последнем отрезке. Это делается для того, чтобы не дать американцам шанса в будущем подвергнуть морской флот российской газовой монополии судебных искам. Между тем, как полагают европейские аналитики, при четкой синхронизации работы всех трубоукладчиков выход газопровода на берега Германии и его пуск в эксплуатацию состоится не ранее лета 2021 года.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 07.12.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Литий – новое эльдорадо энергетики?
Энергетический переход, с одной стороны, справедливо воспринимается российскими нефтегазовыми компаниями как угроза их бизнесу. С другой стороны, нужно искать в новой энергетике и новые возможности. Одной из них является производство лития – важнейшего сырьевого компонента для аккумуляторов электромобилей. Отрасль стремительно растет, что открывает другие горизонты. В том числе и для традиционных ТЭК-компаний. Литий уже вызывает повышенный интерес в России, что требует внимательного изучения темы.
Последние санкционные решения Запада и их влияние на российский нефтегаз
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики