Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт назвал завершение «Северного потока - 2» делом принципа для Германии

Эксперт назвал завершение «Северного потока - 2» делом принципа для Германии

Международный ажиотаж вокруг российского газопровода достиг апогея

Страсти по «Северному потоку-2» (СП-2) бушуют как бы в двух измерениях: первое – это воды Балтийского моря, где продолжаются загадочные перемещения судов, брошенных на завершение прокладки последнего участка трубы, а второе – высокие кабинеты международной политики, в которых тема СП-2 вышла на первый план. В частности, США продолжают настаивать на полной остановке проекта, угрожая при этом санкциями не только его российским участникам, но и европейским партнерам «Газпрома». Политическое сопротивление Вашингтону в этом вопросе оказывает Германия, компании которой понесут миллиардные убытки из-за прекращения стройки. Причем, как полагают эксперты, победа на дипломатическом фронте окажет гораздо больший эффект, нежели морские маневры укладчиков газовой ветки.

Едва успев узнать о том, что российские суда вплотную приблизились к последней точке строительства СП-2 и готовы оперативно приступить к завершению маршрута, Вашингтон возобновил активный прессинг проекта на геополитическом пространстве. Исполняющая обязанности посла США в Германии Робин Куинвилл попыталась убедить ЕС, что газопровод, идущий, как известно, в обход Украины, является «не экономическим, а политическим инструментом Кремля», способствующим «разделению Европы». Она снова призвала страны Старого Света и, в первую очередь Германию, наложить мораторий на укладку последнего отрезка газопровода, отметив, что это «станет четким сигналом» европейцам, которым больше не придется мириться «с постоянным злонамеренным поведением России».

В Берлине «четкий сигнал» Вашингтона восприняли по-своему. Как заявила представительница Минэнерго ФРГ Анна Софи Айхлер, Германия не признает экстерриториальные претензии, которые могут быть направлены против фирм, участвующих в строительстве СП-2. «Мы отвергаем возможные санкции, так как не считаем их совместимыми с международным правом. В этом изменений нет», — прокомментировала она слова американского дипломата. В свою очередь, официальный представитель МИД РФ Мария Захарова напомнила, что вероятность ослабления позиций Запада за счет роста поставок углеводородов из нашей страны была обозначена еще в начале 1980-х годов тогдашним президентом США Рональдом Рейганом. «Российская труба, куда, когда и как бы она ни шла, какими бы договорами она ни была легитимизирована, вызывает у США десятилетиями одну реакцию — политической агрессии и незаконного противодействия», — отметила Захарова.

Как полагают эксперты, нынешнее зимнее обострение политических выпадов против СП-2 вполне естественно. Российские корабли, трубоукладчик «Академик Черский» и баржа «Фортуна», барражируют вблизи места завершения газопроводной ветки, правда, постоянно, меняют точку дислокации. Такие маневры специалисты объясняют либо приспособляемостью к ведению работ в зимних условиях, либо попыткой запутать американские ведомства и, тем самым, оградить от санкций задействованные в строительстве суда. В частности, Вашингтон грозит предъявить очередные финансовые претензии европейским компаниям, обеспечивающим морской флот «Газпрома» сопроводительными гарантиями.

По словам генерального директора Центра политической информации Алексея Мухина, накаляя политическую обстановку вокруг СП-2, в том числе, ссорясь с Берлином, Вашингтон рискует наступить на собственные грабли. «Для большинства немецких политиков строительство этого газопровода, в который ФРГ вложила миллиарды долларов, является делом принципа. Если немцы пойдут на поводу у заокеанских советчиков, то, во-первых, они нанесут ущерб собственной экономике, а, во-вторых, позволят утверждать, что Берлин подчиняется управлению извне, и слепо следует рекомендациям американской административной машины», — объясняет политолог.

Между тем, США сохраняют за собой более действенные инструменты сопротивления введению газопровода в эксплуатацию. Американские сенаторы уже давно согласовали законопроект о новых санкциях, не позволяющих европейским компаниям предоставлять поддержку участвующим в проекте судовладельцам. В первую очередь, это касается сертификации и страхования кораблей. В результате, «Газпром» рискует потерять около сотни зарубежных контрагентов, так или иначе участвующих в достройке и дальнейшей эксплуатации СП-2. Как отмечает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков, подобная мера, пока еще, к счастью, не принятая официально, способна оказаться эффективной мерой по задержке реализации проекта. Например, норвежская сертификационная компания Det Norske Veritas из-за угрозы ужесточения ограничительных мер США уже частично свернула свое участие в работе над газопроводом.

Аналогичные отказы от страховщиков могут обернуться еще более неприятными последствиями. В их отсутствии компенсация любого аварийного инцидента, например, пожара, ляжет на плечи управляющей газопроводом фирмы. Если вспомнить катастрофу на нефтяных промыслах в Мексиканском заливе в 2010 году, когда общая сумма взысканий с добывающих компаний повысила $50 млрд, то издержки, которые в аналогичном случае придется выплачивать владельцам СП-2, рискуют в несколько раз превысить стоимость самого газопровода.

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 08.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики