Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Польско-литовские газовые махинации будут биты «Северным потоком – 2»

Польско-литовские газовые махинации будут биты «Северным потоком – 2»

Отсрочка с польско-литовским интерконнектором связана с Baltic Pipe, заметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Польский газовый оператор Gaz-System объявил о переносе открытия интерконнектора между Польшей и Литвой на 2022 год.

Польша собирается построить газовый интерконнектор в Литву мощностью в 2,3 млрд кубов газа в год. Открытие данного маршрута в 508 км планировалось на 2021 год, но в Варшаве изменили дату первой поставки сырья.

Однако поляки подтвердили, что «проект обязательно обеспечит газовую независимость Прибалтики и Финляндии от РФ».

Польская риторика противоречит арифметике

«Польша собирается прокачивать в Литву газ, который придет в страну через Baltic Pipe. Норвежский газ сначала пойдет в Данию, затем морем в Польшу и уже оттуда прибудет в Литву», – констатирует Митрахович.

Газопровод планируется запустить в 2022 году, когда истекает долгосрочный контракт на поставку газа между «Газпромом» и польской компанией PGNiG. Перенос сроков по интерконнектору демонстрирует, что с Baltic Pipe есть проблемы, в первую очередь по части финансирования.

«Поляки добились для Baltic Pipe статуса международного проекта из-за того, что его инфраструктура будет доведена до Литвы. Такой статус означает получение средств на строительство из европейского бюджета», – заключает Митрахович.

Заявленная мощность Baltic Pipe составляет 10 млрд кубов газа, и это примерно равно польскому газовому импорту. В результате поляки будут перепродавать либо Литве российский газ, либо СПГ, получаемый ими через терминал в Свиноустье.

«Если бы не было денег из европейских фондов, поляки не смогли бы реализовать Baltic Pipe. Именно для статуса в проект включили литовскую сторону. Сразу возникают вопросы по эффективности Baltic Pipe: поляки утверждают, что газопровод полностью закроет нужды Польши, однако часть газа Варшаве придется отдать соседям», – резюмирует Митрахович.

Арифметика противоречит польской риторике, но на этом сомнения в эффективности Baltic Pipe не заканчиваются.

«Baltic Pipe, который пойдет через море и сушу, является дорогой штукой, а объемы газа не такие уж и большие. То, что в Польше решили отложить проект, намекает на экономические трудности», – констатирует Митрахович.

Конъюнктура сегодня плохая, а Baltic Pipe представляет собой геополитическое начинание, с помощью которого поляки хотят продвинуть национальные интересы под эгидой борьбы с Россией. Чего хотят литовцы – неясно, но многие их решения на российском или белорусском направлениях давно отдают абсурдом.

«Северный поток – 2» сильнее Baltic Pipe

Главный вопрос – чем завершится Baltic Pipe: созданием экономически неэффективной инфраструктуры или появлением новой энергетической архитектуры в Польше и Прибалтике. Ответом станет доля российского газа в энергобалансе региона после запуска этого проекта, и пока ничего не предвещает радикального изменения существующего расклада сил.

Baltic Pipe является одним из следствий «Северного потока – 2». После старта российского газопровода немцы сократят закупки газа в Норвегии. Baltic Pipe просто перенаправит ненужные ФРГ объемы польским «борцам с Россией».

«Чем больше газовых интерконнекторов, тем лучше связаны между собой европейские регионы. Так будет увеличена надежность энергетической системы региона, но кто-то должен оплатить это строительство. Если Польша, Прибалтика и европейские фонды готовы на данный шаг, то пускай это делают за счет налогоплательщиков ЕС», – заключает Митрахович.

Российский интерес в том, чтобы поляки и прибалты на этом успокоились и больше не мешали газовым интересам РФ в Евросоюзе.

««Северный поток – 2» и Baltic Pipe пересекают друг друга. Россия дала разрешение на прокладку проекта над своим газопроводом. Пускай строят, а мы потом посмотрим, чей проект экономически эффективней», – резюмирует Митрахович.

Строящийся российский газопровод является очень большим и обладает пропускной способностью в 55 млрд кубов, добавляя в баланс новый для Европы газ, а не перенаправляя объемы, которые сегодня идут из Норвегии в Германию.

«Дальше в дело вступят правила конкуренции, где российские проекты намного сильнее», – констатирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 16.12.2020


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики