Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Эксперт: Газпром сделал предпоследний шаг для транзита газа в обход Украины

Эксперт: Газпром сделал предпоследний шаг для транзита газа в обход Украины

«Реализация проекта «Балканский поток» – это еще один шаг на пути к возможности доставки газа в Европу в обход Украины», – заявил газете ВЗГЛЯД эксперт Финансового университета при правительстве РФ, эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Так он прокомментировал сообщение об окончании строительства и готовности к запуску газопровода «Балканский поток».

«Окончание строительства «Балканского потока» означает завершение очередного этапа стратегии Газпрома, в которой он хочет обойти Украину и иметь возможность выбора маршрута доставки газа в Европу. Окончательная точка будет поставлена с завершением «Северного потока – 2», – сказал ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков.

По словам эксперта, сейчас «по сути доработан еще один участок второй нитки «Турецкого потока». «Газопровод из Турции в Болгарию был готов еще в прошлом году. Сейчас достроили перемычку, по которой газ будет попадать из Болгарии в Сербию, а оттуда в Венгрию и далее в Австрию», – пояснил собеседник.

«Для Болгарии «Балканский поток» – это вполне надежный маршрут доставки газа. Так страна получает два маршрута снабжения российским топливом. София по-прежнему может получать газ и транзитом через Украину, Молдавию и Румынию, и через Турцию», – отметил Юшков.

Эксперт напомнил, что Болгария долгое время «кусала локти, жалея, что поддалась давлению со стороны США и отменила строительство газопровода «Южный поток» в 2014 году». Этот проект позволил бы Болгарии пропускать транзитом около 60 млрд кубометров газа.

«Страна получала бы деньги за то, что по ее территории проложена труба, а также скидку на покупаемый в России газ. Кроме того, Болгария приобрела бы особое геополитическое значение как крупный транзитер российского газа в Европу», – пояснил собеседник.

В нынешнем положении, добавил Юшков, болгары таких бонусов не получат. «У Болгарии нет существенной скидки на газ, вместо этого – вполне рыночная цена. Значение страны-транзитера также теряется, потому что объем газа, который через них проходит, сократится в четыре раза», – отмечает собеседник.

Эксперт полагает, что уже в первом полугодии наступающего года «Балканский поток» может быть загружен на полную мощность. «С 1 января обязательства Газпрома по прокачке газа через Украину снижаются, а «Северный поток –2» если и будет запущен, то лишь во втором полугодии. Поэтому в первом полугодии основные объемы можно перекинуть на «Балканский поток», – считает собеседник.

Говоря о конкуренции на Балканах, Юшков упомянул азербайджанский газопровод TANAP. «С азербайджанским газом мы начнем конкурировать на четырех рынках. Поставки Газпрома уже просели в Турции, в том числе из-за конкурента в лице Азербайджана. Также мы конкурируем в Болгарии и Греции. А в скором времени они должны достроить нитку газопровода через Албанию в Италию. Тогда у нас будет конкуренция на газовом рынке с Азербайджаном еще и на Апеннинах», – заключил Юшков.

Автор: Наталья Макарова

Источник: Взгляд, 18.12.2020

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики