Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Соглашение ОПЕК+ станет в 2021 году главной темой российской энергетики

Соглашение ОПЕК+ станет в 2021 году главной темой российской энергетики

Ситуация на нефтяном рынке остается сложной, заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Заместитель председателя Правительства РФ Александр Новак считает, что для восстановления нефтяной добычи в России, которая просела в «коронакризисный» год, необходим диапазон цен на сырье в 45–55 долларов за баррель. Если такого диапазона не будет, то «восстановят добычу другие, а мы продолжим находиться на своем уровне». 

Новак поддерживает ОПЕК+

РФ остается участником ОПЕК+. Соглашение было подписано после объявления локдауна в развитых государствах и обвала цен на нефть: по нему страны-подписанты сократили добычу на 9,7 млн баррелей в сутки. Недавно лимит скорректировали, поэтому на январь 2021 года он составит 7,2 млн баррелей в сутки. РФ и Саудовская Аравия несут основные издержки по соглашению.

«Новак является сторонником ОПЕК+, а среди наших энергетических начальников продолжается дискуссия. Часть компаний считает, что сделка ограничивает российские национальные интересы», — констатирует Митрахович.

Позиция Новака по ОПЕК+ довольно проста: соглашение дает Москве стратегическую выгоду. 

«ОПЕК+ требует от РФ сокращения добычи, но позволяет поддерживать цены на приемлемом уровне, а не на том, где они были весной 2020 года, когда произошел разлад в наших отношениях с картелем», — заключает Митрахович.

В начале 2020 года саудитам не понравился диапазон цен на нефть в 55–60 долларов за баррель, и они потребовали у России усилить ограничения на добычу. Москва тогда отказалась, а решающей стала позиция «Роснефти». Цены на нефть обвалились до 35 долларов за баррель, на что буквально через неделю наложился локдаун развитых экономик.

Гордые саудиты продержались меньше месяца и поехали согласовывать новое соглашение с Москвой. Так появился новый вариант ОПЕК+, носящий антикризисный характер, однако по нему успело возникнуть много вопросов. 

«Весной ситуация была тяжелая — российская нефть Urals в портах Западной Европы в течение нескольких дней стоила менее 10 долларов за баррель. России было бы тяжело жить при таком уровне цен, поэтому и возникла сделка ОПЕК+, являющаяся компромиссом. Добыча нефти в РФ снижается, но цены на сырье остаются выше минимумов», — резюмирует Митрахович.

По ОПЕК+ существуют вопросы

Если бы цена взлетела до 60–70 долларов за баррель, то это стало бы подспорьем для производителей нефти.

«В таком случае «безбилетники» вроде США быстро нарастят производство, а Россия из-за соглашения ОПЕК+ останется на текущем уровне, поэтому нам выгоден диапазон в 45–55 долларов за баррель», — констатирует Митрахович.

Но существуют альтернативные мнения. Для РФ резкое повышение цен на нефть даст дополнительные доходы. Однако, во-первых, это маловероятно, а во-вторых, в условиях ОПЕК+ создаст Москве риск потери рынка.

«Новак просто говорит, что не надо тешить себя иллюзиями и что лучше ориентироваться на нефтяные цены в 45–55 долларов за баррель, а так в 2021 году может произойти всякое, включая распад ОПЕК+», — заключает Митрахович.

Страны-подписанты ОПЕК+ друг другу не доверяют, а многие из них выходят за рамки соглашения. 

«Есть вопросы по Ираку и Нигерии, на рынке действуют «безбилетники», не входящие в ОПЕК+: США, Бразилия и другие страны. Сомнение вызывает Ливия, которая официально входит ОПЕК+, но не подпадает под его ограничения. Данная страна увеличила добычу на один млн баррелей в сутки. Еще Байден может снять американские санкции с Ирана», — резюмирует Митрахович.

Из-за выхода Трампа из «ядерной сделки» и введения американцами жестких антииранских санкций, нефтяной экспорт Тегерана дошел до околонулевых показателей. Если Байден вернется к политике Обамы, то многое может измениться.

«Иран в наглую заявил, что увеличит добычу на два млн баррелей в сутки. Не факт, что это произойдет, но прослеживается риск падения цен ниже 45 долларов за баррель, поэтому Новак и говорит о комфортном диапазоне», — констатирует Митрахович.

Данные аспекты постоянно ставят вопросы по российскому участию в ОПЕК+, а также о приемлемых параметрах данного соглашения.

«Мы проведем весь 2021 год в данных обсуждениях», — заключает Митрахович.

Есть вопросы по перспективам нефтяного рынка

Большой проблемой являются медленные темпы восстановления мировой экономики. Конца «коронакризиса» не видно, в Евросоюзе введен второй локдаун, а любая новость вроде «британского штамма» сразу вызывает панику. 

В мире началась вакцинация, но реальный эффект от нее будет только во второй половине года. Медленный выход из кризиса может изменить как глобальную экономику, так и нефтяной рынок вместе с энергетикой.

«В мире происходит трансформация, из-за чего Путин, придерживающийся консервативных взглядов на энергетику, высказался по нефти и заметил, что рост потребления в мире продолжится в течение пяти лет», — резюмирует Митрахович.

Если брать мировое потребление нефти на начало 2020 года, то оно восстановится через полтора–два года.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 25.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.
Новый европейский механизм трансграничного карбонового регулирования: что ждет российских поставщиков и чем ответит Россия
Арктика: территория прорыва или «белая дыра»?
Углеводородный бросок на Восток: текущие результаты и среднесрочные перспективы

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики