Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Борьба с зависимостью от РФ обернется для украинской ГТС статусом металлолома

Борьба с зависимостью от РФ обернется для украинской ГТС статусом металлолома

Российское оборудование не является проблемой украинской газотранспортной системы (ГТС), заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

Компания «Оператор ГТС Украины» в течение пяти лет собирается отказаться от использования российского оборудования: якобы техника, установленная в семидесятые-восьмидесятые годы, делает украинцев зависимыми от РФ. 

Генеральный директор предприятия Сергей Макогон заметил, что обновление произойдет в ходе «масштабной реконструкции».

Украинская ГТС построена вопреки санкциям

Основой украинской ГТС остается построенный в 1983 году газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород». Проектный срок эксплуатации объекта оценивался в 33 года, поэтому оборудование действительно требует обновления.

Проект является результатом общеевропейских усилий. В строительстве газопровода принимали участие трудовые коллективы стран Совета экономической взаимопомощи и компании Западной Европы, отвечавшие за строительство компрессорных станций. 

«Уренгой — Помары — Ужгород» был объектом санкционных усилий США, но единая позиция Франции, Великобритании и ФРГ заставила администрацию Рональда Рейгана отступить и отменить введенные ограничения.

Тогда был апогей холодной войны. Европа и мир были разделены на два блока, но европейцы отстояли национальные интересы у правительства Рейгана, которое давило на Москву гораздо жестче команд Обамы и Трампа.

Немецкие компании выделили кредит на строительство газопровода, превратившегося в важную часть европейской энергетической системы. Именно он 29 лет обеспечивает Украине место в европейских политике и экономике.

Украинская ГТС полностью зависит от России

«Украинские деятели периодически предлагают отказаться от сотрудничества с РФ: эти заявления в Киеве стали идеологическим нарративом. С помощью него чиновники показывают, что они в тренде и заслуженно находятся на посту», — констатирует Митрахович

Риторика о конфронтации с Россией является обязательной частью публичных выступлений украинских чиновников.

«Подобные заявления звучат на Украине в самых разных отраслях экономики и общественной жизни. Зеленский недавно заявил, что в случае если Россия нападет, Киев всех мобилизует. Однако до этого он утверждал, что Украина уже находится в войне с Россией. Украинцы давно запутались в своей идеологии», — резюмирует Митрахович.

Антироссийские заявления превратились на Украине в заклинания, хотя кооперация между странами продолжается.

«Товарооборот РФ и Украины после Майдана резко упал, но мы остаемся ведущим партнером украинской экономики», — заключает Митрахович.

Украина продолжает закупать российские уголь, нефть и газ, пусть и путем реверса. Сохраняется сотрудничество в атомной энергетике. Украинцы не смогли перевести тринадцать построенных при СССР энергоблоков на топливо компании Westinghouse. 

«Что касается украинской ГТС, то Украина может закупить оборудование в других государствах, но кто, кроме России, загрузит инфраструктуру газом? Если убрать российский газ, то транзит сократится до минимума», — констатирует Митрахович.

Украинцы могут купить оборудование у европейских поставщиков, но их газовая зависимость от России не уменьшится.

«Если не будет гарантий транзита российского газа, то никто не будет вкладываться в украинскую ГТС, включая киевские власти. Сама Украина несколько раз отказывалась от тендеров по обновлению оборудования. Происходило это потому, что если не будет российского газа, то никто не станет инвестировать в украинскую ГТС», — резюмирует Митрахович.

Украинскую ГТС придется реформировать

После строительства «Северного потока — 1», «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» ГТС Украины утратила свое значение. Подписанный в 2019 году пятилетний контракт России и Украины на транзит газа рискует стать последним.

«Без гарантий загрузки газом инвестиций в проект не будет, поэтому отсталость украинской ГТС сохранится», — заключает Митрахович.

Полученные за транзит деньги украинцы не вкладывали в обновление ГТС — оборудование и инфраструктура на ней старые, хотя они работают и их точно хватит на текущей контракт. Главный вопрос заключается в будущем системы после 2024 года. 

У украинцев осталось четыре года соглашения с Россией, за которые они гарантированно получат 40 млрд кубов транзита в год. Что будет дальше, сказать сложно, но недружественная линия Киева сужает простор для компромисса.

«Украинская ГТС продолжает работать. Нет информации, что она завтра возьмет и прекратит функционировать по техническим причинам. Актуальные нужды «Газпрома» по газовому транзиту она выполняет», — констатирует Митрахович.

На украинской ГТС были аварии, но сверхсерьезных чрезвычайных происшествий не было: проект находится в рабочем состоянии.

«Все упирается в загрузку. Если ее не будет, то на определенном этапе украинская ГТС не сможет выполнять свои функции. После окончания текущего контракта с РФ украинцам придется ее переоборудовать. Транзит после 2024 года будет минимальным: Украине придется решать задачи по получению и переброске газа с запада на восток», — резюмирует Митрахович.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 30.12.2020 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская добыча и экспорт нефти в условиях низких цен и ОПЕК+
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики