Российское оборудование не является проблемой украинской газотранспортной системы (ГТС), заметил в разговоре с ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.
Компания «Оператор ГТС Украины» в течение пяти лет собирается отказаться от использования российского оборудования: якобы техника, установленная в семидесятые-восьмидесятые годы, делает украинцев зависимыми от РФ.
Генеральный директор предприятия Сергей Макогон заметил, что обновление произойдет в ходе «масштабной реконструкции».
Украинская ГТС построена вопреки санкциям
Основой украинской ГТС остается построенный в 1983 году газопровод «Уренгой — Помары — Ужгород». Проектный срок эксплуатации объекта оценивался в 33 года, поэтому оборудование действительно требует обновления.
Проект является результатом общеевропейских усилий. В строительстве газопровода принимали участие трудовые коллективы стран Совета экономической взаимопомощи и компании Западной Европы, отвечавшие за строительство компрессорных станций.
«Уренгой — Помары — Ужгород» был объектом санкционных усилий США, но единая позиция Франции, Великобритании и ФРГ заставила администрацию Рональда Рейгана отступить и отменить введенные ограничения.
Тогда был апогей холодной войны. Европа и мир были разделены на два блока, но европейцы отстояли национальные интересы у правительства Рейгана, которое давило на Москву гораздо жестче команд Обамы и Трампа.
Немецкие компании выделили кредит на строительство газопровода, превратившегося в важную часть европейской энергетической системы. Именно он 29 лет обеспечивает Украине место в европейских политике и экономике.
Украинская ГТС полностью зависит от России
«Украинские деятели периодически предлагают отказаться от сотрудничества с РФ: эти заявления в Киеве стали идеологическим нарративом. С помощью него чиновники показывают, что они в тренде и заслуженно находятся на посту», — констатирует Митрахович.
Риторика о конфронтации с Россией является обязательной частью публичных выступлений украинских чиновников.
«Подобные заявления звучат на Украине в самых разных отраслях экономики и общественной жизни. Зеленский недавно заявил, что в случае если Россия нападет, Киев всех мобилизует. Однако до этого он утверждал, что Украина уже находится в войне с Россией. Украинцы давно запутались в своей идеологии», — резюмирует Митрахович.
Антироссийские заявления превратились на Украине в заклинания, хотя кооперация между странами продолжается.
«Товарооборот РФ и Украины после Майдана резко упал, но мы остаемся ведущим партнером украинской экономики», — заключает Митрахович.
Украина продолжает закупать российские уголь, нефть и газ, пусть и путем реверса. Сохраняется сотрудничество в атомной энергетике. Украинцы не смогли перевести тринадцать построенных при СССР энергоблоков на топливо компании Westinghouse.
«Что касается украинской ГТС, то Украина может закупить оборудование в других государствах, но кто, кроме России, загрузит инфраструктуру газом? Если убрать российский газ, то транзит сократится до минимума», — констатирует Митрахович.
Украинцы могут купить оборудование у европейских поставщиков, но их газовая зависимость от России не уменьшится.
«Если не будет гарантий транзита российского газа, то никто не будет вкладываться в украинскую ГТС, включая киевские власти. Сама Украина несколько раз отказывалась от тендеров по обновлению оборудования. Происходило это потому, что если не будет российского газа, то никто не станет инвестировать в украинскую ГТС», — резюмирует Митрахович.
Украинскую ГТС придется реформировать
После строительства «Северного потока — 1», «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» ГТС Украины утратила свое значение. Подписанный в 2019 году пятилетний контракт России и Украины на транзит газа рискует стать последним.
«Без гарантий загрузки газом инвестиций в проект не будет, поэтому отсталость украинской ГТС сохранится», — заключает Митрахович.
Полученные за транзит деньги украинцы не вкладывали в обновление ГТС — оборудование и инфраструктура на ней старые, хотя они работают и их точно хватит на текущей контракт. Главный вопрос заключается в будущем системы после 2024 года.
У украинцев осталось четыре года соглашения с Россией, за которые они гарантированно получат 40 млрд кубов транзита в год. Что будет дальше, сказать сложно, но недружественная линия Киева сужает простор для компромисса.
«Украинская ГТС продолжает работать. Нет информации, что она завтра возьмет и прекратит функционировать по техническим причинам. Актуальные нужды «Газпрома» по газовому транзиту она выполняет», — констатирует Митрахович.
На украинской ГТС были аварии, но сверхсерьезных чрезвычайных происшествий не было: проект находится в рабочем состоянии.
«Все упирается в загрузку. Если ее не будет, то на определенном этапе украинская ГТС не сможет выполнять свои функции. После окончания текущего контракта с РФ украинцам придется ее переоборудовать. Транзит после 2024 года будет минимальным: Украине придется решать задачи по получению и переброске газа с запада на восток», — резюмирует Митрахович.