Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > СПГ-подарок от России. Кто обеспечит присутствие страны на рынке сжиженного газа

СПГ-подарок от России. Кто обеспечит присутствие страны на рынке сжиженного газа

Россия, будучи главным поставщиком на мировом энергетическом рынке, не может игнорировать отрасль сжиженного природного газа.

Сложившаяся в условиях пандемии коронавируса ситуация повлияла на долгосрочные перспективы отрасли сжиженного природного газа (СПГ). Российская компания "Газпром" увидела в этом для себя хороший знак, ведь спад активности в этой отрасли обеспечит ей дополнительный объем поставок.

"Наблюдаемый спад активности может в долгосрочной перспективе привести к уменьшению прогнозируемых объемов предложения СПГ на мировом рынке и образованию дополнительной ниши для поставок газа "Газпрома", – говорится в заявлении компании.

До этого бывший министр энергетики России, ныне заместитель председателя правительства Александр Новак назвал природный газ одним из самых перспективных ныне существующих энергоносителей, и Россия, занимая ведущее в мире место в энергетической отрасли, будет ориентироваться на производство и экспорт СПГ в соответствии с мировым спросом. По словам Новака, в перспективе страна может нарастить свою долю на мировом рынке СПГ до 25%.

Перспективы и потенциал экспорта СПГ из России

О перспективах и потенциале экспорта СПГ из России Baltnews поговорил с экспертом Фонда национальной энергетической безопасности, преподавателем Финансового университета при правительстве РФ Станиславом Митраховичем.

"Потенциал у нас очень большой есть. Уже работает завод на Сахалине, "Сахалин-2". Есть новые крупные СПГ-проекты – "Арктик СПГ-2", "Обский СПГ". Потенциально может быть построен "Дальневосточный СПГ". Может быть расширение мощностей на "Сахалине-2". Это все надо понимать", – заявил эксперт.

Вместе с плюсами СПГ есть и минусы. Плюсы заключаются в том, что Россия занимает свою нишу на этом перспективном рынке.

"Россия не зависима от конкретных покупателей. Их можно менять. Также Россия получает шанс развивать импортозамещающую продукцию: судостроение, специальная химия, инженерные ноу-хау, которые нужны для сжиженного газа. То есть если бы не было этих проектов, не было бы шансов реанимировать гражданское судостроение в России", – отметил Митрахович.

С другой стороны, экспорт сжиженного газа составляет конкуренцию "Газпрому" на различных рынках, в том числе европейском. Этот вопрос находится в компетенции российкого руководства.

"Увеличение присутствия России на рынке сниженного газа или для страны важнее "Газпром", который платит много налогов и не страдает от лишней конкуренции с СПГ? Потому что газ вот, который СПГ, не облагается экспортной пошлиной, которая так обычно составляет 30%. 1000 кубов, которые поставляет "Газпром", обложены только экспортной пошлиной. А "Новатэк" не платит. Другие налоги тоже сокращены. А государство вкладывалось в инфраструктуру. Это палка о двух концах", – объяснил Митрахович.

В данном случае российской стороне нужно "завоевывать" новые рынки, а с другой стороны – конкуренция "Газпрома" – вопрос к высшему руководству страны, которому нужно расставить приоритеты.

"Но в целом я ожидаю, конечно, нужно увеличивать присутствие. России важно быть на рынке СПГ. Именно в ближайшее время за счет запуска нового завода СПГ "Арктик".

Добавим, что проект предусматривает строительство трех технологических линий по производству СПГ мощностью 6,6 млн т в год каждая и стабильного газового конденсата до 1,6 млн т в год. Общая мощность трех линий составит 19,8 млн т СПГ в год. Проект основан на инновационной концепции строительства с использованием оснований гравитационного типа (ОГТ).

Оператором проекта и владельцем всех активов является ООО "Арктик СПГ 2". На конец 3 квартала 2020 года готовность проекта оценивалась в 27%. Завод работает, обеспечивая низкую себестоимость производимой продукции и максимальную конкурентоспособность на всех рынках СПГ.

Источник: Baltnews.lv, 04.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2022 году и перспективы 2023 года
2022 год оказался тяжелейшим для нефтегазовой индустрии России. После 24 февраля на нее обрушились жесточайшие санкции. При этом их влияние оказалось довольно разным. В 2023 год отрасль входит с тревогой. Готовится эмбарго на нефтепродукты. ЕС намерен продолжать сокращение закупок российского газа, что неизбежно скажется на выручке. Запуск новых СПГ-заводов оказывается под вопросом из-за технологических санкций. Отдельная тема – что происходит с зеленой повесткой. Имеет ли смысл сейчас продолжать настаивать на ускоренном энергопереходе в России – большой вопрос.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики