Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > ЕС реализует отвлекающий маневр для США через спецфонд «Северного потока – 2»

ЕС реализует отвлекающий маневр для США через спецфонд «Северного потока – 2»

После завершения строительства «Северного потока – 2» Фонду защиты климата и окружающей среды MV нужно учесть все юридические уловки европейского законодательства для полной защиты проекта, рассказал ФБА «Экономика сегодня» руководитель специальных проектов Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов.

Компания Nord Stream 2 AG, оператор проекта «Северный поток – 2», поддержала создание специального экологического фонда, через который планируется защитить всех участников строительства газопровода от санкций Соединенных Штатов Америки, которые в течение нескольких лет предпринимают попытки активного противостояния завершению проекта. В декабре прошлого года Вашингтон ввел санкции в отношении газопровода на услуги по страхованию судов-трубоукладчиков и сертификации. 

Как сообщили в организации, Фонд защиты климата и окружающей среды MV, основанный правительством земли Мекленбург – Передняя Померания, будет «содействовать достижению климатических целей Германии и в рамках временной операционной деятельности поддерживать все необходимые работы для обеспечения надежных поставок природного газа».

«Создание подобного рода фонда происходит ради того, чтобы проект смог избежать американских санкций, способных парализовать строительство. На существующем уровне эта организация может дать формальную защиту. 

Поэтому выстраивать работу фонда важно в соответствии с рисками, которые несут американские законы для «Северного потока – 2». То есть необходимо смотреть на конкретные моменты и понимать, что будет происходить, ведь Соединенные Штаты могут предусмотреть появление таких фирм», – прокомментировал создание Фонда защиты климата и окружающей среды MV эксперт Александр Перов.

Большинством голосов инициативу регионального правительства по учреждению экологического фонда ранее также поддержал парламент германской федеральной земли Мекленбург – Передняя Померания. Известно, что организация намерена преследовать 11 целей, связанных с зеленой энергетикой, а также добычей чистых энергоносителей. Одним из пунктов, следует из официального документа, который есть в распоряжении ТАСС, является «вклад в продолжение строительства газопровода «Северный поток – 2»». Последующая эксплуатация газотранспортной системы будет осуществляться именно через указанный фонд.

Проект приближается к финалу

Газопровод представляет из себя две нитки общей мощностью 55 миллиардов кубометров, которые тянутся от побережья Российской Федерации через Балтийское море к Германии. На сегодняшний день проект реализован на 94%. В энергетическом агентстве Дании подтвердили сроки возобновления строительства в исключительной экономической зоне этой страны, указав дату 15 января 2021 года. При этом разрешение на эксплуатацию датская сторона выдала в октябре прошлого года.

В укладке оставшихся труб будет участвовать судно «Фортуна», а на помощь ему Морская спасательная служба России отправит суда «Мурман», «Балтийский исследователь» и другие суда обеспечения. Участок, который должны протянуть в ближайшее время, насчитывает 147 километров и пролегает к югу от датского острова Борнхольм по направлению к водам Германии. Возобновление работ стало возможным после того, как власти Дании смягчили требования и дали разрешение судам с якорным позиционированием.

«Оценивая ситуацию в целом, Фонд защиты климата и окружающей среды MV можно назвать попыткой Европейского союза и Германии в частности избежать возможных новых ограничений, но насколько это будет эффективно, сказать сложно, потому что очевидно, что формальный уход от карающего меча американских санкций покажет результат лишь через какое-то время», – подчеркнул собеседник агентства. 

Юридические тонкости: какие трудности впереди

Между тем в Датском энергетическом агентстве отмечают, что проект все еще может столкнуться с некоторыми сложностями. Они связаны с уходом норвежской сертификационной фирмы DNV GL, которая должна была перед сдачей газопровода в эксплуатацию выдать компании-оператору Nord Stream 2 AG сертификат соответствия. Указанный документ теперь должна выдать альтернативная фирма, что, по мнению сотрудников Датского энергетического агентства, может стать проблемой. В любом случае финальный запуск трубопровода произойдет после того, как одна из веток пройдет тестовые проверки и выполнит тем самым релевантные условия из разрешений на строительство и эксплуатацию.

«При оценке судьбы «Северного потока – 2» мы вспоминает об американских санкциях, но забываем, что газопровод сможет работать только на 50%. Поэтому проблемы проекта не исчерпываются только лишь ограничениями Вашингтона. Европейские юридические моменты, связанные с представлениями властей Евросоюза об энергобезопасности, диверсификации источников газа, развитии зеленой энергетики и другом, также имеют значение. После того как удастся избежать американских санкций, возникнет вопрос, что потом», – допустил эксперт.

Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков в беседе с ФБА «Экономика сегодня» отмечал, что газопровод можно признать экологичным из-за возможности прокачки водорода и малого количества выбросов CO2. Германия уже задумывается о том, чтобы создать определенный статус, который бы позволил обосновать необходимость запуска «Северного потока – 2» и обеспечить его вывод из-под Газовой директивы Европейского союза.

Александр Перов уверен, что после завершения строительства участникам проекта необходимо оценить ситуацию с учетом всех требований европейского законодательства, которые могут ограничить работу газопровода и объемы прокачки ресурса.

Автор: Александра Мельник

Источник: Экономика сегодня, 08.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Водородная повестка в России в период экономической войны с Западом
Российский экспорт нефти: от ковидного падения спроса к санкционной войне
События на Украине радикально изменили ситуацию на рынке углеводородов. Пандемийное падение спроса кажется уже не такой большой бедой. Теперь мы столкнулись с более серьезным вызовом. Политический Запад резко усилил санкционное давление на Россию. Началось вытеснение России с рынков нефти и газа. Серьезный удар обрушился на российские нефтяные поставки. США, Канада и Великобритания ввели запрет на закупку российской нефти. Но главное поле битвы - ЕС.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2021 году и перспективы 2022 года
Ситуация на нефтегазовых рынках в 2021 году радикально изменилась. Цены на нефть пошли вверх, а газовые - так и вовсе поставили исторические рекорды. Казалось бы, такой расклад должен радовать российские нефтегазовые компании, которые сумели получить по итогам 2021 года неплохую выручку и прибыль, и российское государство, опять имеющее профицитный бюджет именно благодаря экспорту нефти и газа. Однако весь год прошел в рассуждениях о туманном будущем углеводородов. Все чаще звучат прогнозы о конце эпохи нефти (а потом и газа) под давлением новой климатической повестки и энергетического перехода.
«Газпром» на гребне ценовой волны. Текущая ситуация на газовом рынке Европы
Динамика газового рынка Европы - один из центральных сюжетов развития мировой энергетики. Уже начиная с лета ситуация стала выходить из-под контроля. Цены на газ в Европе побили исторические рекорды, потащив за собой котировки на уголь и даже нефть. Европейцы стали оценивать ситуацию как полноценный энергетический кризис. «Газпром» как крупнейший поставщик газа на европейские рынки оказался в центре большой дискуссии с извечными русскими вопросами: кто виноват и что делать. Уникальная ситуация на европейском газовом рынке и положение «Газпрома» детально разбираются в этом докладе.
Фискальная политика в нефтяной отрасли: выжимание последних соков или шанс на перезапуск отрасли?
Нефтяной сектор традиционно рассматривается правительством как донор федерального бюджета. Осенью 2020 года была принята целая серия репрессивных решений относительно нефтяных компаний, мотивированных необходимостью сбора дополнительных денег в бюджет. При этом бюджетная кампания осени 2021 года стала радикальным контрастом по сравнению с 2020 годом. Фокус внимания Минфина сместился на металлургическую и горнодобывающую промышленность, в то время как нефтяники получили определенную передышку. Вопрос, что будет дальше.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики