Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Немцы придумали для «Северного потока-2» особый экологический статус

Немцы придумали для «Северного потока-2» особый экологический статус

Но от санкций США газопровод это не спасет

В Германии решено создать экологический фонд, призванный отстоять интересы участников проекта «Северный поток-2». Он получит название «Защита климата и окружающей среды MV». По оценке опрошенных нами экспертов, это не поможет обойти санкции США, которые целенаправленно добиваются прекращения строительства магистрального газопровода (МГП).

Парламент федеральной земли Мекленбург-Передняя Померания почти единогласно поддержал инициативу регионального правительства по созданию фонда. Перед организацией стоит 11 целей, связанных с зеленой энергетикой и добычей экологически чистых энергоносителей. «У фонда должна быть возможность внести вклад в завершение проекта», - отметила премьер-министр региона Мануэла Швезиг.

Однако именно это и представляется самой сложной задачей. Ведь санкции со стороны США касаются как вопросов сертификации судов, задействованных в проекте, так и эксплуатации самого трубопровода, отмечает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. А «Северный поток-2» должен обладать всеми разрешительными документами, включая те, что подтверждают безопасность эксплуатации МГП – и с технической, и с экологической стороны.

Да, экологический фонд может заключить контракт с лицензионной компанией, чтобы обеспечить «СП-2» всеми необходимыми сертификатами. Но какие это будут компании, пока не известно. Тем более, что перед глазами яркий пример, когда сертификатор строительства – норвежская компания Det Norske Veritas (DNV) GL - вышла из проекта сразу после согласования в США оборонного бюджета на 2021 год. Двумя месяцами ранее эта же организация сняла с себя обязательства по тестированию и проверке оборудования, используемого на трубоукладочных судах «СП-2». Прежде всего, речь идет об «Академике Черском», который с 15 января приступит к работам в водах Дании, не обладая при этом разрешительными документами. Как эта проблема будет преодолена, не ясно, резюмирует Деев.

Какие фонды ни создавай, это никак не скажется на поведении и настроениях европейских компаний, участвующих в проекте. Все они по-настоящему боятся американских санкций и не верят, что государства-члены ЕС смогут их защитить, рассуждает эксперт Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков.

Наш собеседник напоминает: когда США вышли из шестисторонней сделки по иранской ядерной программе и ввели тотальный запрет на покупку иранской нефти, страны Евросоюза попытались его обойти. Был основан специальный посреднический фонд, через который европейские компании могли получить доступ к подсанкционному сырью. Но этот инструмент так и остался невостребованным: все прекрасно понимали, что американцы непременно выявят и накажут нарушителей.

Вероятнее всего, полагает Юшков, германский экологический фонд нацелен на то, чтобы в дальнейшем вывести СП-2 из-под действия третьего энергопакета. В соответствие с антимонопольным законодательством ЕС, «Газпром» сможет загрузить последний, недостроенный 12-мильный участок газопровода только на 50% мощностей, причем он не имеет права владеть контрольным пакетом на этом отрезке.

Вложив в строительство порядка $9,6 млрд, российский концерн получит прокачку в 27,5 млрд кубометров газа вместо 55 млрд. Но если СП-2 обретет статус климатически значимого проекта, если европейцы признают, что трубопровод вносит позитивный вклад в климатическую политику ЕС, это может освободить его от ограничений третьего энергопакета.

Шансы достаточно велики, поскольку в случае с СП-2 на прокачку газа будет тратиться меньше энергии, в сравнении с устаревшей газотранспортной системой Украины. Соответственно, отмечает Юшков, будет и меньше выбросов CO2.

Автор: Георгий Степанов

Источник: МК, 08.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики