Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Выбор очевиден. Почему снижение стоимости поставок СПГ в Литве невозможно без России

Выбор очевиден. Почему снижение стоимости поставок СПГ в Литве невозможно без России

Правительство Литвы поручило министерствам подготовить предложения по снижению стоимости поставок СПГ.

Министерство энергетики и Министерство финансов Литвы займутся проработкой предложения по снижению стоимости поставки сжиженного природного газа (СПГ) на Клайпедский терминал по поручению правительства.

"Наша цель – эффективная работа терминала и лучшая цена для потребителей, но обеспечить это можно только путем полной деполитизации процедуры установки необходимого количества СПГ и передачи ее регулятору", – считает министр энергетики Литвы Дайнюс Крейвис.

В сообщении ведомства отмечается, что необходимое количество СПГ для терминала составляет четыре стандартных СПГ-судна, или 3,9 тераватт-часа ресурса в год. В 2021 году этот объем должен быть пересмотрен.

В марте Минэнерго и Минфин должны будут предоставить правительству предложения, которые улучшат порядок определения необходимого количества для СПГ-терминала и модель компенсации эксплуатационных расходов для компании Ignitis.

Напомним, что изначально Клайпедский СПГ-терминал задумывался как средство избавления от "монополии" российской компании "Газпром": литовские политики заявляли, что обеспечение поставок ресурса из других стран позволит республике обрести энергетическую независимость.

На деле сейчас Литва получает СПГ преимущественно из России и Норвегии. Первая партия из США прибыла в Литве лишь в 2017 году, и за весь прошедший период с того времени республика получила всего одиннадцать партий ресурса из США.

Что касается Норвегии, одно из условий использования СПГ-терминала в Клайпеде, за который Литва ежегодно выплачивает аренду в 60 млн евро, – обязательно выкупать у Норвегии минимум четыре партии СПГ в год.

Таким образом, одним из самых частых гостей Клайпедского терминала является судно Coral Favia, который везет сжиженный природный газ из российского Высоцка. Ввиду близкого расположения российский ресурс в финансовом смысле выгоднее, чем СПГ из США или Норвегии.

"Это хороший пример того, как экономика пробивается через политические шоры, ангажированные решения литовского руководства. Построили СПГ-терминал, чтобы отказаться от российского газа, а в итоге отказались от "газпромовского". И даже не отказались, а сократили поставки", – отмечал ранее эксперт по энергетике Игорь Юшков в интервью Baltnews.

"Напомню, что Литва принимала в свое время ограничение, что местным предприятиям обязательно нужно брать определенные объемы газа с СПГ-терминала. И их заводы вынуждены это делать. Но никто не прописывал, а у кого конкретно должен закупаться сжиженный газ. Этим пользуются литовские компании, выбирая наиболее выгодного поставщика. И когда "СПГ Портовая" в России заработает, вполне возможно, что он будет оседать именно на балтийском рынке, в Прибалтике, может, в Польше. СПГ наш расходится очень хорошо. Политически это не нравится Литве, но в том-то и казус, показывающий всю абсурдность прибалтийских стран. Они сами себе создают политизацией экономические проблемы", – рассказал Юшков.

Источник: Baltnews.lt, 08.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики