Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Евроинтеграция энергетики усилит рост коммунальных тарифов на Украине

Евроинтеграция энергетики усилит рост коммунальных тарифов на Украине

Украинцам придется заплатить за либеральное реформирование энергетики, отметил ФБА «Экономика сегодня» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Станислав Митрахович.

C 1 января на Украине произошло новое повышение тарифов: цены на свет выросли на 50%, на газ — на 14%, на тепло — на 50%.

Недовольные перекрывают трассы в Полтавской и Харьковской областях, причем протесты будут расширяться. С 8 по 24 января на Украине действует так называемый полный локдаун, при введении которого была учтена ситуация с тарифами. Полный локдаун не носит абсолютного характера, однако Верховная рада пока работать не будет.

Украина переживает либеральные реформы

На Украине на 20% увеличили МРОТ, что обернулось ростом социального взноса для физлиц-предпринимателей. Есть и другие негативные моменты, которые отразятся на положении граждан, бизнеса и других экономических игроков.

Рекордные цены на газ и электроэнергию ударят по беднейшим слоям украинского общества и приведут к новому росту неплатежей за коммунальные услуги. На 1 марта 2020 года общая сумма задолженности за коммунальные услуги в стране равнялась 66,7 млрд гривен. После этого случился «коронакризис», а сумма за два месяца взлетела до 80 млрд гривен и продолжила расти.

Критичность ситуации очевидна всем, из-за чего в украинском правительстве обещали задействовать антимонопольное ведомство и проверить обоснованность роста тарифов, но это ни к чему не приведет, потому что все это было обговорено с Международным валютным фондом (МВФ).

Решение по тарифам приняли в 2015 году при Порошенко, а с 2021 году к концу подошли назначенные тогда льготы.

Коммунальные тарифы увеличатся на тысячу гривен (курс ЦБ РФ: 2,61 рубля за гривну) при средней зарплате на Украине в 11 987 гривен. На ситуацию негативно влияет рост безработицы и невозможность выезда за границу для сезонных рабочих.

«В украинской энергетике постепенно уходит тема тарифов и вместо нее возникает тема цены. Тарифы — это материя, регулируемая государством, а украинцы по идейным соображениям, во имя либеральных реформ перешли к открытому газовому рынку. Это пространство на Украине уже сформировано, пусть пока и с большим влиянием «Нафтогаза»», — резюмирует Митрахович.

Рыночное ценообразование на Украине действует для промышленных предприятий и почти создано для физических лиц.

«По гражданам сохраняются некоторые ограничения, но они постепенно подходят к концу. Речь идет о последнем годе действия государственного регулирования ценообразования», — заключает Митрахович.

С украинского рынка в прошлое уходит такое понятие, как государственный поставщик «последней надежды». Теперь гражданам можно иметь иметь с ним дело только два месяца, после чего нужно подписать контракт на открытом рынке.

«Контракт с рыночным игроком базируется на цене на сырье, а не на тарифах. Украина формально импортирует газ из ЕС, где ценовые котировки постоянно меняются. Сегодня на старом континенте холодно и высокие цены на газ, поэтому украинским потребителям также придется иметь дело с завышенными ценовыми котировками», — констатирует Митрахович.

Такова цена евроинтеграции, которая на Украине периодически принимает людоедские формы.

«Для украинской промышленности эти процессы предполагают потерю конкурентоспособности, а для физических лиц означают, что им придется чем-то жертвовать — что-то не доесть, но заплатить за газ. Процесс приведет к отказу от потребления газа, к увеличению неоплаты, а возможно и к каким-то столкновениям», — резюмирует Митрахович.

В основе ситуации лежит тезис МВФ, что украинское государство не должно субсидировать энергопотребление в стране.

Украинская энергетика вступила в эпоху распада

«В сфере электричества либеральные реформы на Украине также продолжаются. Процесс будет реализован в течение одного-двух лет, после чего граждане начнут приобретать электричество на основе контракта», — заключает Митрахович.

В результате стоимость электроэнергии для конечных потребителей возрастет в два раза, а может быть, и больше.

«Какие-то плюсы от этого процесса есть. Возникнут стимулы для предпринимателей вкладывать деньги в электроэнергетику и добычу газа на Украине, но для населения это означает стресс, а для промышленности — очередное падение», — констатирует Митрахович.

Ситуация для украинской энергетики продолжит ухудшаться. Россия недавно запустила «Балканский поток» и начала достраивать «Северный поток — 2» – обходные газопроводы, которые лишат Украину газового транзита.

«Транзит газа через Украину после этого сильно упадет, из-за чего Киеву нужно будет перестраивать газотранспортную систему, и за это придется заплатить украинским потребителям. Данный момент будет заложен в розничную цену на сырье», — резюмирует Митрахович.

Ситуация в украинской энергетике постепенно ухудшается, а рост цен на коммунальные услуги является маркером данного процесса.

В двадцатые годы начнет подходить к концу ресурс украинских АЭС, которые обеспечивают 40-50% электрогенерации в стране. Всего на Украине функционирует 13 энергоблоков, первые из которых начали строиться еще в 1973 году.

Автор: Дмитрий Сикорский

Источник: Экономика сегодня, 11.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики