Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный поток – 2» теряет партнеров

«Северный поток – 2» теряет партнеров

Каким компаниям Госдеп США пригрозил санкциями

США предупредили о дополнительных санкциях в отношении «Северного потока – 2» — из проекта вновь стали выходить зарубежные партнеры. Решение прекратить сотрудничество приняла, в частности, датская консалтинговая компания Rambll, пишет Bloomberg. Это произошло на фоне рассылки Госдепом США предупреждения о санкционных рисках. Как пишет Reuters, его получили все организации, которые так или иначе участвуют в строительстве газопровода. Очередные американские ограничения должны затронуть компании, которые оказывают страховые и сертификационные услуги «Северному потоку – 2».

При этом достройка газопровода должна была начаться в ближайшие несколько дней, но теперь весь проект вновь оказался под угрозой, считает партнер консалтингового агентства RusEnergy Михаил Крутихин: «15 января датское морское ведомство выдало России предупреждение о том, что в датской акватории могут проводиться работы трубоукладочной баржой “Фортуна”. Но “Фортуна” стоит в германском порту Висмар, и оттуда никак не движется, то есть до 15 января работы эти вряд ли начнутся.

Шанс, что российская сторона рискнет и начнет каким-то образом работу, сохраняется.

Это авантюра, конечно, будет, поскольку все, кто сопряжен с этими работами, очень боятся подпасть под санкции. Очень сильна вероятность того, что проект все-таки мертв. Трудно представить, что кто-то будет сотрудничать с этой деятельностью.

А для проведения работы как минимум нужна страховка, перестраховка солидными фирмами, нужна международная сертификация. Силами Ростехнадзора здесь не обойтись. Мы видим, что компании, способные сертифицировать оборудование и дать свое заключение на экологическую и техническую безопасность работ, вышли из проекта. Самая значительная фирма — это норвежская Det Norske Veritas, она покинула проект под давлением санкций, а сейчас уходят и другие. Я предполагаю, что и работа компаний, которые находятся в германском порту Мукран, то есть которые отгружают складированные там трубы, помогают хранить их для этого проекта, тоже могут оказаться под санкциями, а это нежелательно».

Однако возможность достроить газопровод еще остается. Чтобы участники проекта могли продолжать работу и при этом избежать санкций США, в Германии на днях создали экологический фонд по защите климата и окружающей среды. Среди его целей — поддержка «Северного потока – 2». По данным немецких СМИ, фонд создаст отдельное предприятие, через которое немецкие компании смогут сотрудничать с российскими.

Предполагается, что поскольку партнерство будет не прямым, это уменьшит санкционные риски. Ведь если американцы попытаются помешать работе фонда, то, по сути, вступят в конфронтацию с правительством Германии, отмечает эксперт Финансового университета при правительстве Станислав Митрахович: «Что касается непосредственно достройки, то, наверное, мало кто думал, что она завершится в ближайшие недели. Что касается американских санкций, то понятно, что Америка — сверхдержава, ее санкционные возможности огромны, но вместе с тем все-таки американское давление не может быть безграничным, потому что слишком сильно бить по компаниям европейским просто за то, что они сотрудничают с Россией по газопроводу, а не по какому-то проекту создания пушки, оружия, еще чего-нибудь, все-таки было бы перебором для трансатлантических отношений. Нельзя говорить: “Мы с Европой союзники, для нас имеет значение мнение союзников”, а теперь: “Мы введем санкции против крупных компаний в странах, которые являются нашими союзниками”, типа Германии. Это было бы абсурдом. Поэтому американские санкции можно объявить, но я не уверен, что Америка будет готова на практике их вводить, потому что все-таки это слишком масштабный вызов уже отношениям с Германией вообще.

При этом создание регионального экологического фонда, которое было поддержано местными властями, это все-таки позиция именно немецких властей, то есть нельзя это сбрасывать со счетов и говорить, что зависимость от властей значения не имеет. Фонд же будет неким буфером между российским бизнесом и немецким бизнесом. Он как раз и будет принимать на себя санкционные риски, если американцы захотят наказывать немецкие компании, они неизбежно будут вынуждены бить по этому фонду, то есть не просто по немецкому бизнесу, но по части государственной власти ФРГ, пусть и на региональном уровне. А что же это за сотрудничество и кооперация между союзниками, в которых вы бьете просто по государственной власти? Это вызовет стресс в отношениях между Германией и Америкой.

Американцы это понимают, поэтому я не исключаю как раз, что фонд очень эффективно выступит механизмом предупреждения или смягчения санкций, как буфер для санкций.

Насколько в реальности Германия готова будет его использовать, это мы в ближайшие недели и месяцы увидим».

Впрочем, и у экологического фонда возникли проблемы. Его потребовала закрыть немецкая партия «Зеленые». Там посчитали, что фонд, хотя и заявляет об экологических целях, на самом деле нужен лишь для строительства «Северного потока – 2».

Автор: Глеб Силко

Источник: Коммерсантъ FM, 13.01.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.
Перспективы российской СПГ-индустрии
Европейские санкции и политика Брюсселя по отказу от российских энергоносителей, взрывы балтийских газопроводов заперли в России солидный объем трубопроводного газа, который нельзя оперативно направить на альтернативные рынки. Это вроде бы является сильным аргументом в пользу развития производства СПГ в России. Новый доклад ФНЭБ дает ответ на вопрос о том, какую часть планов по резкому росту производства СПГ в России можно считать реалистичной.
Российская энергетика и Запад через год после начала украинского конфликта: остались ли связи?
Большая политика является рамкой энергетических отношений. Но непосредственно энергетические проекты и сделки осуществляются на корпоративном уровне. Именно компании формируют те нити, которые связывают страны в энергетическом бизнесе. Поэтому важно провести анализ отношений межу РФ и Западом в разрезе корпораций. И пока концерны из «коллективного Запада» остаются в России, еще есть варианты с продолжением сотрудничества. Которое все еще приносит России бюджетные доходы и рынки сбыта.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики