Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Константин Симонов о разрешении конфликта с Белоруссией

Константин Симонов о разрешении конфликта с Белоруссией

— Претензии Лукашенко к «Газпрому» появились из-за того, что Россия с Белоруссией по-разному понимают газовый контракт. Этот контракт четко определяет ставку на транзит, но в Белоруссии свои калькуляторы и свое отношение к сути контрактных отношений. В расчетах Белоруссии цена на газ всегда равна $150 за тысячу кубометров, хотя в контракте напрямую прописана привязка к польскому рынку и поквартальным изменениям цены. В первом квартале цена должна была быть $169, во втором — $184, но в Белоруссии всегда $150. Если тебе не нравится цена на газ, нужно менять контракт или обращаться в арбитраж, но Лукашенко сразу перешел на угрозы и обещает перекрыть трубу. Самое интересное в этой истории, что основной газопровод в Европу в собственности «Газпрома» и Лукашенко юридически не имеет никакого права его перекрывать.

Экономически Белоруссия от перекрытия транзита ничего не получит, если только Россия ей не заплатит $60 млн. Это не та сумма, ради которой надо ставить на уши весь мир. Думаю, конфликт перешел в плоскость личных отношений Лукашенко и российского руководства. Экономические аргументы уже позабыты, и все начинает напоминать историю о том, как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем. Сложно найти в этом конфликте победившую сторону, но в лучшей позиции все равно всегда окажется тот, на чьей территории труба и возможность ее перекрыть.

Зря Россия ввязалась в этот конфликт, ведь в Европе никто не будет разбираться, кто виноват, катить бочку будут на обе страны. Риски очень серьезные, с учетом того, что на европейском рынке газа достаточно высокая конкуренция. Газовые войны показывают, что не существует системы решения подобных споров — международный арбитраж, Энергетическая хартия не работают. В результате проигравшими оказываются все.

Источник: Коммерсант-Online, 25.06.2010


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2023 году и перспективы 2024 года
«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики