Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Киеву предложили пойти на поклон к «Газпрому»

Киеву предложили пойти на поклон к «Газпрому»

Эксперты оценили вероятность возобновления прямых поставок российского топлива на Украину

Депутаты украинской партии «Оппозиционная платформа - За жизнь» призвали исполнительную власть страны в будущем закупать «голубое топливо» исключительно на основе прямых договоров с «Газпромом». Подобное требование возникло на фоне протестных акций, которые проходят сейчас в Незалежной из-за резкого подорожания газа, отмены льгот на электричество и возможного государственного регулирования цен на горючее в стране.

Возврат к прямым энергетическим отношениям с Москвой явно на руку Киеву, поскольку он позволит устранить маржу, которую украинцам приходится сейчас платить европейским трейдерам на реэкспорт российского газа. Однако заключение такого соглашения все же маловероятно, поскольку теряющие бизнес перекупщики Старого Света окажут самое ожесточенное сопротивление возобновлению газовых отношений соседних стран. Ну и конечно, свою негативную роль играет геополитический фактор, давно уже расстроивший отношения Москвы и Киева. «МК» попросил экспертов в энергетической сфере оценить вероятность возобновления прямых газовых поставок из России на Украину.

Алексей ГРИВАЧ, заместитель генерального директора Фонда национальной энергетической безопасности по газовым проблемам:

«Возврат к прямому газовому контракту с Россией, в первую очередь, выгоден Украине. «Голубое топливо» из нашей страны так или иначе поступает на украинский рынок, главным образом, по реверсным схемам со стороны государств ЕС. Прямые поставки экономически выгодны для Украины, у которой на счету каждая гривна. В январе «Нафтогаз» повысил цену на газ для населения на 14%, а месяцем ранее правительство страны отменило гражданам льготный тариф на электроэнергию. Более того, Кабинет министров Украины на время карантина намерен ввести государственное регулирование цен на газ, что, к слову, является нарушением обязательств Киева перед своими зарубежными партнерами.

На газовый баланс нашей страны возврат к прямому экспорту «голубого топлива» на Украину не окажет заметного влияния. Россия долгие годы являлась единственным экспортером газа в соседнее государство, поэтому возобновить такие поставки «Газпрому» будет по силам. Возможно, будет оптимизирована логистика транспортных операций и усовершенствована экономика бизнеса.

Впрочем, несмотря на то, что в нашей подлунном мире может произойти все, что угодно, возобновление прямых контрактных отношений между Москвой и Киевом в ближайшее время стоит считать маловероятным. Европейские трейдеры зарабатывают сотни миллионов долларов на реэкспорте российского газа на Украину. Прямой контракт Незалежной с Россией подразумевает потерю ими своего бизнеса. Поэтому страны ЕС окажут яростное сопротивление даже гипотетическому возобновлению диалога между «Газпромом» и «Нафтогазом».

Игорь ЮШКОВ, эксперт Финансового университета при Правительстве РФ:

«Очевидно, что в настоящее время Украина переплачивает европейским посредникам за поставки российского газа по реверсной схеме. Фактически, топливо путешествует сначала из нашей страны в государства Старого Света, а потом возвращается потребителям Незалежной. Европейские трейдеры закупают газовые фьючерсы на международных торговых площадках, прибавляют к свободной рыночной цене свою маржу и продают топливо конечному покупателю-Киеву.

Прямой контракт с Россией позволит Украине получить заметную экономию. Технически заключить соглашение достаточно легко, причем сразу по нескольким схемам. Первая из них предусматривает краткосрочные поставки, контракты по которым предполагают изменение цен чуть ли не в ежедневном режиме. В соответствие со второй, «голубое топливо» привязано к нефтяным котировкам. В этом случае контрактная стоимость газа сможет меняться через каждые полгода. В любом случае можно сказать, что ценообразование будет проходить с соблюдением всех европейских правил и таких льгот, которые существовали до 2014 года, украинские компании не получат.

Вместе с тем, возврат к прямым газовым контрактам вряд ли окажет серьезную помощь рядовым украинским потребителям. Дело в том, что в Незалежной практикуется крайне непрозрачный рынок ценообразования топлива. Около 20 лет подряд стоимость газа в стране не росла. В связи с высокой политической конкуренцией исполнительная власть опасалась заводить речь о повышении тарифов, поскольку боялась навлечь на себя гнев электората. Потом цены отпустили, и стоимость топлива начала скачки в 2-3 раза. Только тарифы поднимаются для рядовых потребителей, а распределительные газовые компании, в первую очередь, «Нафтогаз», инфляции практически не замечают.

Кроме того, не стоит забывать, что ежегодно Украина потребляет около 30 млрд кубометров газа, из которых собственная добыча составляет 20 млрд кубометров. Между тем, топливо, добытое внутри страны, продается также по мировой цене. Без более жесткого регулирования существующей системы никакими прямыми контрактами Киеву не избежать серьезных проблем на энергетическом фронте».

Автор: Николай Макеев

Источник: МК, 15.01.2021

 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики