Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > «Северный» и «Южный поток» не решат проблему транзита газа

«Северный» и «Южный поток» не решат проблему транзита газа

Транзит российского газа через соседние государства останется источником проблем и конфликтов. Полностью исключить риски не способны даже новые газопроводы, прокладываемые по дну Балтийского и Черного моря. Решить проблему поможет только международный арбитраж, уверены эксперты. Мнение о причинах «газовой войны» между Минском и Москвой Infox.ru высказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

Главная причина газового конфликта — разная оценка стоимости газа и его транзита в Минске и «Газпроме». Россия временно сокращала поставки газа в Белоруссию из-за задолженности. Но после того как «Газпром» получил $192 млн, поставки были возобновлены. Александр Лукашенко выдвинул встречные претензии Москве за недоплату $32 млн. Минск грозит блокировать российский транзит нефти и газа в Европу.

Белорусская сторона настаивает на цене транзита через ее территорию в $260 млн по ставке $1,88 за прокачку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Эта цифра зафиксирована в протоколе к договору от 2008 года. До октября 2009 года «Газпром» оплачивал транзит по ставке $1,74. Так накопилась дополнительная сумма за транзит, которую Россия пока не признает, считают в Белоруссии. «Газпром» оплатил транзит в $228 млн. В компании полагают, что задолженность образовалась именно в таком объеме. Позиция российской стороны базируется на действующем договоре от 2006 года, где ставка составляет $1,45.

Российско-белорусский контракт на поставки газа в Белоруссию предполагает привязку к цене на газ в Польше с поквартальным изменением. «Но Лукашенко говорит: надо платить по $150, больше не можем, и в результате формируется долг», — поясняет гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. По словам эксперта, Минск идет на шантаж, так как способен блокировать транзит газа по российскому газопроводу «Ямал—Европа»: принадлежность трубы «Газпрому» не дает гарантии стабильности поставок.

Дополнительные газопроводы в обход неспокойных стран-транзитеров (Белоруссия и Украина) не решат проблему транзита, считает эксперт. Мощность труб позволит заменить либо транзит через Украину, либо через Белоруссию и частично Украину, рассказывает Константин Симонов. Поэтому для стабильного транзита углеводородов в Европу необходимо формировать систему международного арбитража для решения подобных споров, отмечает эксперт, и Евросоюз кровно заинтересован в такой работе.

Москва согласна на увеличение платы за транзит, но просит делать это цивилизованным путем переговоров, а не ультиматумами. Трудность переговоров и в том, что ни у Владимира Путина, ни у Дмитрия Медведева не складываются отношения с Александром Лукашенко, уверен Константин Симонов. По мнению эксперта, пока не будут разработаны и введены единые обязательные правила транзита, подобные «газовые» войны с Белоруссией и с Украиной неизбежны.

Автор: Егор Созаев-Гурьев

Видео: Георгий Сарсеков

Источник: Infox.ru, 25.06.2010  


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2018 году и перспективы 2019 года
«Газпром» на пути к новой реальности
В поисках лучшего налогового режима для нефтегаза: продолжение фискальных экспериментов
Налоговая тема стала абсолютным хитом 2018 года. Правительство в очередной раз решило переписать правила игры.Основным предлогом стал новый иннаугурационный Указ президента Путина. Выяснилось, что на новые объявленные национальные проекты не хватает около 8 трлн рублей. И кабинет министров недолго думал, где взять эти средства. Речь идет о внедрении новаторской для РФ системы налогообложения, которая позволила бы перейти от налогообложения выручки к налогообложению прибыли. Нефтяные компании годами боролись за это. Однако сегодня они не выглядят довольными, не спеша переходить на новый налоговый режим, а требуя сохранения старых добрых льгот.
Итоги разворота на Восток в нефтегазовом секторе
План поворота на Восток начал реализовываться в нефтегазовом комплексе РФ еще задолго до очередного обострения отношений с Западом. Мотивы у него были самые прагматичные. Потребление нефти и газа в Азии росло, а низкие собственные запасы позволяли уверенно прогнозировать выход азиатских стран на первые места в списке импортеров углеводородов. А вот у России на Востоке как раз есть запасы нефти и газа, которые можно монетизировать. етыре с лишним года жизни под санкциями показали, что и с политической точки зрения поворот на Восток оказался оправдан. Каковы же его реальные результаты?
Новая структура власти и ТЭК: переформатирование системы госуправления отраслью
За майской инаугурацией Путина последовало переформатирование российского правительства, а затем и в целом системы исполнительной власти. На первый взгляд кажется, что изменения носят косметический характер. Не только премьер, но и многие министры сохранили свои посты. Но на самом деле кадровые новации весьма масштабны, и нефтегаза они касаются напрямую. Перестановки еще не закончены – в некоторых министерствах продолжаются активные чистки и структурные изменения. Но основные игроки все же расселись по своим креслам, и можно подвести первые итоги переформатирования системы управления нефтегазовой промышленностью.

Все доклады за: 2016 , 15 , 14 , 13 , 12 , 11 , 10 , 09 , 08 , 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики