Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Поздно спохватились: транзит газа через Украину рухнул до минимума

Поздно спохватились: транзит газа через Украину рухнул до минимума

В 2020-м транзит российского газа в Европу через украинскую газотранспортную систему сократился больше чем на треть — до самого низкого показателя за тридцать лет. В Киеве боятся, что с запуском "Северного потока — 2" транзит вообще прекратится, а от прямых поставок там давно отказались. В Верховной раде заявили: надо срочно начинать переговоры с Москвой. Голубое топливо тем временем уже пошло по новой трубе.

Рекордно упал

Руководитель компании "Оператор ГТС Украины" Сергей Макогон в колонке для украинского издания "Экономическая правда" сообщил, что транзит уменьшился на 38 процентов — до 55,8 миллиарда кубометров.

Он подчеркнул, что даже в кризисном 2014-м транзит был 62 миллиарда, несмотря "на все усилия "Газпрома" для снижения поставок газа в ЕС, чтобы не допустить реверса газа из Европы в Украину".

При проектной мощности газотранспортной системы 146 миллиардов кубометров это означает загрузку ГТС менее чем на 30 процентов, отметил Макогон. 

Падение действительно рекордное: все предыдущие годы было не менее 90 миллиардов.

Причины снижения

Эксперты указывают на несколько важных обстоятельств. Во-первых, в конце 2019-го и "Газпром", и европейцы готовились к возможному срыву переговоров по новому транзитному контракту. Тогда были максимальные поставки и минимальный отбор газа из хранилищ. В результате в 2020-м в Европе снизились потребности, поясняет Алексей Гривач, заместитель директора Фонда национальной энергетической безопасности.
 
Другой фактор — сокращение транзита по новому контракту. На 2020-й предусматривалось 65 миллиардов. Кроме того, из-за позднего подписания соглашения в первом квартале (особенно в январе и феврале) физические потоки российского экспорта распределялись без украинского транзита. Поэтому и не достигли планового показателя.

Наконец, теплая зима с карантином уменьшили спрос на газ и в Европе, и в Азии, обвалив цены в первом полугодии. А украинский транзит — самая дорогая опция и загружается по остаточному принципу.

Все оплачено

Несмотря ни на что, "Газпром" полностью оплатил забронированные на 2020-й транзитные мощности. В декабре 2019-го Россия и Украина подписали пятилетний контракт. Договорились буквально в последний момент.

"Из-за пандемии прокачали на десять с лишним миллиардов кубометров меньше, чем собирались. Но с учетом нормы "качай или плати" "Газпром" выложил больше 2,5 миллиарда долларов", — отмечает Сергей Пикин, директор российского Фонда энергетического развития.

"То, что мы подписали контракт на транзит по принципу "качай или плати" на пять лет, — неординарное событие в таких условиях", — признавал год назад исполнительный директор "Нафтогаза" Юрий Витренко.

В итоге Украина все-таки не проиграла. Впрочем, падение транзита до 30-летнего минимума — следствие изменений не только в российско-украинских отношениях, но и в структуре европейского газового рынка, где СПГ достаточно успешно конкурирует с трубопроводным газом, полагает Наталья Мильчакова, заместитель руководителя ИАЦ "Альпари".

Новые маршруты

Пятилетний контракт предусматривает в первый год прокачку 65 миллиардов кубометров топлива, в следующие четыре — по 40 миллиардов. Президент Владимир Зеленский говорил ранее, что объемы могут увеличить.

Однако сейчас в Киеве опасаются: транзит отберут новые российские газопроводы. По словам руководителя "Оператора ГТС Украины", угроза — не только "Северный поток — 2", завершающий этап строительства которого в территориальных водах Дании стартовал 15 января, но и "Турецкий поток" с его продолжениями через Болгарию и Сербию.

Собственно, с 1 января "Газпром" уже начал поставки газа в Сербию, Боснию и Герцеговину по новому маршруту. Газ идет по "Турецкому потоку", далее — по территории Турции, затем по национальной газотранспортной системе Болгарии поступает в Сербию, где распределяется и подается потребителям Сербии и Боснии и Герцеговины.

По оценкам Макогона, в результате Украина не досчитается 15 миллиардов кубометров транзита — того, что раньше направлялось в Венгрию, Сербию и Хорватию.

Что дальше

Контракт с минимумом в 40 миллиардов кубометров в силе еще четыре года. Но что дальше, когда запустят трубу совокупной мощностью 55 миллиардов "кубов" в год? Тут все зависит от спроса в Европе и конкурентоспособности украинского транзита по цене и качеству, указывают аналитики.
 
С выходом на проектную мощность и урегулированием работы по газовой директиве Европейского союза транзит может сильно снизиться. А с 2024 года — после пересмотра контракта — тем более.

Эксперты не сомневаются, что Украина понесет потери при любом развитии событий.

"После запуска "Северного потока — 2" и "Турецкого потока" на юг Европы Россия может отказаться от украинского транзита. Но даже если транзит еще на какое-то время сохранят по политическим соображениям, у Украины как посредника все равно будущего нет: европейский рынок стремительно меняется. В крайнем случае Россия станет поставщиком в Европу СПГ или даже водородного топлива. А Украина с полуразвалившейся ГТС — в пролете", — рассуждает Наталья Мильчакова из ИАЦ "Альпари".

В Киеве предлагают в такой ситуации забыть о политике и подумать об экономике. В Верховной раде заявили о необходимости переговоров с Россией по газу.
"Сейчас нужно, чтобы все депутаты стояли на том, чтобы еще ниже была цена, и посылали представителей кабмина на переговоры в Москву. Пусть заключают контракты", — сказал депутат Евгений Шевченко.

Москва неоднократно выражала готовность к прямым поставкам газа на Украину — в результате цена топлива для потребителей снизится на 25 процентов. Но этому мешает политика официального Киева, за которую, как всегда, расплачиваются рядовые граждане.

Источник: РИА Новости, 17.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Новые санкционные ограничения, их последствия и способы преодоления
Активизация мирного переговорного процесса между США и РФ очевидна. Многие уже настроили себя на скорое урегулирование конфликта на Украине. Однако это слишком оптимистичный взгляд на вещи. Кроме того, очевидно, что снятие санкций – еще более сложный и долгий процесс. Российские углеводороды - конкуренты нефти и СПГ из США. Было бы наивным считать, что Вашингтон с радостью и оперативно снимет все санкции против российского энергетического сектора. Так что пока все ровно наоборот. Не забудем и о европейском треке. Здесь все еще хуже. Мы видим борьбу с так называемым «теневым» флотом», расширение SDN-листов, ограничение поставок оборудования и трансакций, давление на третьи страны. Все это говорит о том, что нужно не мечтать о снятии санкций, а внимательно анализировать новые рестрикции относительного российского нефтегаза.
«Газпром» и Европа в поисках новой модели работы
«Газпром» и ЕС долгое время оставались важными партнерами. Хотя каждый из них думал о диверсификации покупателей или поставщиков. 2022 год радикально ускорил эти процессы. Но спустя три года после начала СВО можно сделать вывод о том, что и у «Газпрома» не получается быстрый разворот на восток и юг, и ЕС испытывает серьезные перегрузки в энергетике. Что же ждет «Газпром» и европейский газовый рынок? С этим пытается разобраться новый доклад Фонда национальной энергетической безопасности.
Государственное регулирование нефтегазового комплекса и предварительные итоги работы в 2024 году. Перспективы 2025 года
Весной 2024 года в России было сформировано новое правительство. Кресло министра энергетики занял С. Цивилев. Первые полгода работы новой конфигурации госуправления ТЭКом уже позади, что позволяет сделать первые аналитические выводы. Поэтому предварительные производственные итоги 2024 года занимают особое место в нашем исследовании. По уже сложившейся традиции мы анализируем ушедший год сразу в двух исследованиях. Газовая индустрия рассматривается в отдельном докладе. Здесь же наш фокус - на нефтянке. Особая его ценность – в данных нашей собственной расчетной модели динамики нефтяного экспорта.
Северный логистический маршрут: ждать ли прорыва?
Северный морской путь и в целом арктическая тема еще до начала СВО были возведены в разряд государственных приоритетов. Ключевой вопрос: можно ли перевести СМП из области красивых рассуждений о выгодности и стратегической значимости, о возвращении России в Арктику в плоскость реальных прорывов, которые позволят выполнить хотя бы собственные планы исполнительной власти? Стратегическое наполнение у СМП относительно новое, а вот проблемы во многом старые.
Российская нефтяная индустрия на КИТе. Рынки основных покупателей российской нефти: Китая, Индии и Турции
Российская нефть изгнана с рынка Европы, однако она нашла новые ниши. И теперь российский нефтяной экспорт стоит на КИТе - Китай, Индия и Турция. Именно эти три страны выбирают практически всю российскую сырую нефть. Из нового доклада ФНЭБ Вы узнаете об объеме и стоимости поставок российской нефти и нефтепродуктов на рынки КИТа. Поймете особенности функционирования национальных рынков, а также как и с кем конкурируют российские поставщики.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики