Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Программе газификации мешают региональные бизнес-интересы

Программе газификации мешают региональные бизнес-интересы

Доступ населения к российскому газу обещают обеспечить к 2030 году

Объявленная летом 2020 года программа ускоренной газификации в России пока не заработала. Правительство до сих пор не утвердило «дорожную карту» по ее реализации. Во вторник глава «Газпрома» отчитался перед президентом страны цифрами, которые Владимир Путин сам называл в ходе большой декабрьской пресс-конференции. Эксперты предполагают, что поддерживаемая на федеральном уровне программа газификации могла упереться в региональные бизнес-интересы, где за укладку газовых труб на последних метрах от магистралей до домов запрашивают баснословные деньги, которые плохо объясняются себестоимостью.

У граждан остается много вопросов о газификации территории РФ, так как темпы, с которыми идет этот процесс, на определенном этапе снизились, – сказал президент Владимир Путин во вторник на встрече по видеосвязи с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. «Вопросов на этот счет у граждан очень много. Конечно, люди хотят знать планы развития газификации России», – сказал он, попросив рассказать и о других итогах года для компании.

В июне прошлого года Путин поручил «Газпрому» и ответственным ведомствам обеспечить завершение газификации субъектов РФ в два этапа: к 2024 году и к 2030 году. Уровень газификации российских регионов должен достичь 83%. Предполагается, что остальные 17% территорий будут получать необходимые услуги с помощью другого вида энергоносителей.

«К 2030 году будет на 100% завершена технически возможная газификация в нашей стране», – сообщил во вторник Миллер. Он отметил, что с 67 субъектами РФ подписаны программы развития газоснабжения и газификации на 2021–2025 годы. С нового года «Газпром» увеличивает финансирование работ почти в три раза. Объем инвестиций компании составит 526,1 млрд руб. «Газпром» построит 24,4 тыс. км. газопроводов, подведет газ к 3,6 тыс. населенным пунктам, и «к концу 2025 года в 35 регионах Российской Федерации полностью будет завершена сетевая газификация. Это составит 90,1% технически возможной сетевой газификации в стране», – сказал Миллер (эта цифра не новая, в декабре ее уже озвучивал Владимир Путин в ходе большой пресс-конференции). Кстати, вице-премьер Александр Новак пояснил, что уровень газификации в России в настоящее время довольно высокий, он составляет примерно 71,4% от всего числа населенных пунктов в стране, и это третий результат в мире.

Миллер подчеркнул во вторник, что существующий уровень тарифов на газ «Газпрома» дает возможность сохранять социальную ориентацию на внутреннем рынке. Кроме того, он рассказал, что в первом квартале будет готово технико-экономическое обоснование по газопроводу «Сила Сибири – 2«, а также готовится инфраструктура для прокладки его монгольского участка.

«Газпром» добыл в 2020 году 452,7 млрд куб. м газа, из них на внутренний рынок, по оперативным данным, поставил 225,7 млрд. За эпопеей с реформой газопоставок на внутренний рынок особенно внимательно следят в тех регионах, где нет магистрального газа, и приходится топить дровами, углем или топочным мазутом, что неэкологично и гораздо дороже (например, губернатор Мурманской области Андрей Чибис уверял, что если удастся протянуть трубу из соседней Ленинградской области, то коммунальные расходы сократятся на 20%). Впрочем, и в относительно благополучных в этом смысле регионах население недоумевает по поводу сложнейшей процедуры подключения к магистральному газу и непомерной ее стоимости.

Газификация российских регионов будет осуществляться «до забора» потребителя, все административные барьеры при подключении будут устранены, а для повышения темпов газификации разработана новая концепция по газификации, а также подготовлена соответствующая «дорожная карта», которую планируем принять до конца года, говорил 24 декабря министр энергетики РФ Николай Шульгинов в ходе заседания общественного совета при Минэнерго. При этом его замы обещали существенно снизить стоимость подключения, которая сейчас может достигать 300 тыс. руб. В одном из интервью Новак рассказывал, что одна из задач – сократить срок технического подключения с нынешних 200–270 дней до 150 дней на первом этапе.

Замглавы Минэнерго Павел Сорокин говорил, что на ближайшую пятилетку потребность в финансировании программы газификации составляет примерно 850 млрд руб., а на десятилетний период цифра приближается к 1,9 трлн. Инвестиции «Газпрома» в газификацию регионов в 2021 году превысят 140 млрд руб., сообщал зампред правления компании Фамил Садыгов (в 2020 году на эти цели компания направила 56 млрд).

Однако до сих пор «дорожная карта» не принята. В пресс-службе Минэнерго «НГ» сообщили, что ведомство «ожидает утверждения на уровне правительства РФ плана мероприятий («дорожной карты») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации».

Директор Фонда энергетического развития, член общественного совета при Минэнерго Сергей Пикин пояснил «НГ», что из программы создания нового механизма пока в документы превратились как раз те самые 67 договоров «Газпрома» с регионами. «На федеральном уровне программа готова, мы обсуждали ее на общественном совете в декабре и одобрили. Сложно сказать, почему она еще не начала работать, возможно, идет согласование с регионами. Речь о том, что должен быть создан единый региональный оператор газификации, и скорее всего это будет «Газпром». Задача – провести топливо от мест добычи до конкретного места жительства граждан через «одно окно» после заявки гражданина на газификацию. Новый механизм должен преодолеть существующие до сих пор нестыковки, когда газовая компания проводит трубу до населенного пункта, а дальше – дело муниципалитета. При этом уровень тарифов должен остаться прежним, то есть повышение возможно не более чем на уровень инфляции», – объясняет Пикин.

Новый механизм единого оператора газификации фактически еще не заработал, объяснил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Игорь Юшков. «Нет никакого решения на уровне кабинета министров. Поэтому все подвисло. Не до конца понятны все аспекты новой программы. Ясен только общий принцип: власти ускоряют газификацию и дают населению относительно доступную возможность газифицировать свое жилье. Это приведет к заметному улучшению качества жизни и в ответ предполагается получить поддержку со стороны населения в рамках нового электорального цикла (прежде всего президентских выборов)», – говорит эксперт.

Важной проблемой, по мнению Юшкова, остается строительство газопроводов внутри земельного участка собственника: «Даже если программа Минэнерго сработает и до забора частного участка единый оператор построит газопровод, то далее на земле частного владельца (обычного гражданина) тариф на строительство газопровода необоснованно высокий. Например, Мособлгаз прокладывает полипропиленовый газопровод внутри участка собственника дома по тарифу более 2800 руб. за метр, в то время как эта труба стоит от 130 до 200 руб. за метр. И за эти деньги рабочие Мособлгаза просто бросят трубу в вырытую собственником траншею. Непонятно за что собственник платит большие деньги. А денег часто у людей на такую газификацию нет, что подрывает и планы всей большой соцгазификации».

Ведущий эксперт Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович отмечает, что в порядке эксперимента социальная газификация уже начата в ряде регионов (например, Тюменская и Курганская области), но это именно пилотные проекты: «Нужно посмотреть, как будет работать схема, при которой граждане не платят за доведение газа до своего участка. Необходимо будет учесть выявляемые в ходе эксперимента проблемные моменты, например – удастся ли выдержать анонсированные сокращенные (в сравнении с нынешней распространенной практикой) сроки газификации (135 дней вместо 237 дней), будет ли работать режим «одного окна», придется ли увеличивать сметы расходов. Ныне рассчитываемых 2 трлн руб. до 2030 года может и не хватить. Отсюда вопрос о распределении финансирования: какую долю расходов возьмет на себя «Газпром», сколько именно ему компенсирует федеральное правительство, а сколько – власти регионов».

Автор: Анатолий Комраков

Источник: НГ, 19.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

Государственное регулирование нефтегазового комплекса в 2020 году и перспективы 2021 года
«Газпром»: жизнь после эпохи «больших строек»
«Газпром» близок к завершению главных газопроводных строек прошлого десятилетия. Запущены в эксплуатацию «Сила Сибири» и «Турецкий поток». «Северный поток-2» построен более чем на 90 % и должен быть завершен в ближайшие месяцы. Поступательно идет процесс разработки ресурсной базы на Ямале и в Восточной Сибири. В то же время конъюнктура на рынках газа – из-за второй теплой зимы в Европе подряд, опасений транзитного кризиса на Украине, пандемии COVID-19 и притока СПГ – вышла из-под контроля и достигла глубин, невиданных в последние 20 лет.
Налоговое регулирование нефтегазового комплекса: выбор приоритетов
Арктика: новый государственный приоритет
Арктика постепенно становится одной из основных экономических ставок. Арктика должна обеспечить загрузку Северного морского пути, создать спрос на продукцию российского машиностроения и новые рабочие места. При этом углеводороды, по сути, единственный реальный арктический сюжет. На первый план выходят не рентабельность и реальная окупаемость проектов, а их вклад в поддержание экономического роста государства. Поэтому и развивается «арктическая гигантомания».
Импортозамещение в нефтегазовой отрасли: мифы и реальность
Процесс импортозамещения был по-серьезному запущен после введения санкций 2014 года. Шесть лет – солидный срок, чтобы подвести предварительные итоги. С одной стороны, цифры не такие уж плохие – отрасль зависит от импорта уже меньше чем наполовину. С другой – это «средняя температура по больнице». И еще вопрос, что же считать именно российским оборудованием, с учетом активного использования иностранных комплектующих и особенно программного обеспечения. Видны примеры действительно успешного импортозамещения – но есть и не менее очевидные провалы.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики