Главная > Актуальные комментарии > ТЭК > Колесо "Фортуны"

Колесо "Фортуны"

Как новые санкции повлияют на "Северный поток - 2"

Новые санкции США против трубоукладочной баржи "Фортуна", которая достраивает "Северный поток - 2", не смогут остановить работы по завершению проекта, хотя максимально усложнят их. Действие санкций задерживает строительство, в итоге стоимость проекта выросла более чем на миллиард долларов, до 11 млрд.

Ранее вице-премьер России Александр Новак заявил, что "Северный поток - 2" будет достроен. "Для Европы этот газопровод - возможность получить дополнительный экологически чистый ресурс. Страны ЕС понимают это и поддерживают проект, поэтому он будет завершен", - сказал Новак.

В проспекте "Газпрома" к новому размещению бондов не исключается приостановка или полная заморозка проекта из-за политического давления. Это не означает, что "Газпром" выкидывает белый флаг, он лишь обязан предупредить инвесторов о потенциальных рисках, отмечает глава Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Он подчеркнул, что у проекта железное экономическое обоснование - доставка газа с Ямала по "Северному потоку - 2" на 1900 км короче, чем через Украину. Первый пакет санкций против "Северного потока - 2" был принят в конце 2019 года и касался судов, укладывающих трубы для газопровода на глубине свыше 30,5 метра. После этого швейцарская Allseas отказалась от дальнейших работ в проекте. Сейчас для достройки газопровода используются российские суда.

В январе США приняли оборонный бюджет, который предусматривает новые санкции в отношении газопровода. Они направлены против организаций, оказывающих техническую поддержку судам, ведущим строительство, а также предоставляющих страховые и сертификационные услуги. После этого норвежская компания DNV GL отказалась проводить сертификацию проекта, а швейцарская страховая фирма Zurich Insurance Group отказала в своих услугах задействованным в строительстве судам. Теперь санкции коснулись "Фортуны".

Европейские компании не смогут принимать участие в оснащении этого судна, отмечает аналитик "Финам" Иван Семченков. По его словам, трудно оценить, насколько это задержит проект, завершенный более чем на 90%.

По мнению Симонова, США нарушают свои же основополагающие принципы о свободе торговли и свободе рынка. Вместо честной конкуренции американского СПГ с нашим трубопроводным газом они предлагают рассматривать чисто экономический проект в плоскости политики, утверждая, что "Северный поток - 2" несет угрозу для энергетической безопасности Европы. "Получается, что когда российский газ поставляется через Украину, он безопасен, а когда по дну Балтийского моря, то представляет угрозу", - подчеркнул эксперт.

США не смогут остановить работы по завершению проекта, хотя максимально усложнят их

Причины столь жесткого противодействия российскому проекту со стороны США лежат не только в сфере геополитики, считает профессор ВШЭ, партнер GКEM Analytica Евгений Гавриленков. По его мнению, давление на "Северный поток - 2" будет продолжаться и даже усиливаться, поскольку имеет вполне утилитарное обоснование. "США глубоко дефицитная экономика, хронически живущая в долг, будь это дефицит бюджета или дефицит счета текущих операций платежного баланса", - пояснил он. За последние годы наиболее профицитным для США с точки зрения платежного баланса регионом стала Европа, в то время как лет десять-пятнадцать назад основными кредиторами были Китай, Япония и арабские страны. Пытаясь заставить Европу покупать больше энергоресурсов из США (вместо российских), Вашингтон решает свои текущие, приземленные макроэкономические проблемы, - уточнил Гавриленков.

Автор: Сергей Тихонов

Источник: Российская газета, 19.01.2021 


Специальный доклад:

Организация внутреннего рынка газа в России: тактика «малых дел»

Аналитическая серия «ТЭК России»:

«Газпром» в период изгнания с европейского рынка. Возможное развитие газового рынка в России в условиях экспортных ограничений
Новая логистика российского нефтяного бизнеса
Новая энергетическая стратегия России: версия бумажная и фактическая
Энергостратегию до 2050 года (ЭС-2050) первоначально хотели утвердить до 15 сентября 2022 года. Однако и в декабре 2023 года она еще только обсуждается. И рабочая версия ЭС-2050 пока публично не предъявлена. С одной стороны, это наглядно показывает отношение к стратегическим документам в области энергетики. Получается, что отрасль в целом справляется с беспрецедентным санкционным давлением и без официальных стратегий. С другой стороны, российский нефтегаз столкнулся с действительно серьезными вызовами, к которым нельзя относиться легкомысленно. И оперативные проблемы являются отражением и долгосрочных угроз.
Российская нефтяная индустрия: жизнь под ценовым потолком
Уже почти полтора года российская нефтяная индустрия живет в условиях жесточайших санкций. Ключевыми из которых стало эмбарго на морские поставки нефти и нефтепродуктов в ЕС и страны G7, а также механизм price cap. Они заработали с конца 2022 года. За более чем 8 месяцев функционирования этих ограничений можно подвести предварительные итоги того, насколько успешно наши нефтяники справляются с этим вызовом. И как он сказался на объеме экспорта и на ценах.
Зеленая повестка в России в период жесткого конфликта с Западом
После февраля 2022 года зелёная повестка была радикально переписана. Западные компании стали массово уходить из России, экономические отношения с Западом были радикально сокращены, а российскую экономику стали выпихивать из глобального экономического пространства, обкладывая масштабными санкциями. Все это было, мягко говоря, не лучшим фоном для рассуждений о ESG. Тем более что в экономике на первое место вышли задачи выживания и сохранения устойчивости под беспрецедентным давлением. Однако уже с конца 2022 года стали очевидны попытки реанимировать ESG-повестку. Настойчиво проводится мысль, что она актуальна для России вне зависимости от внешнеполитической конъюнктуры. Если раньше зеленый поворот рассматривался как возможность привлечь в Россию западных инвесторов и их технологические решения, то теперь говорится о кейнсианской ставке на собственное производство.

Все доклады за: 2021, 20, 19, 18, 17, 16, 15, 14, 13, 12, 11, 10, 09, 08, 07 гг.

PRO-GAS
Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
О Фонде | Продукты | Услуги | Актуальные комментарии | Книги | Выступления | Клиенты | Цены | Карта cайта | Контакты
Консалтинговые услуги, оценка политических рисков в ТЭК, интересы политических и экономических элит в нефтегазовой отрасли.
Фонд национальной энергетической безопасности © 2007
  Новости ТЭК   Новости российской электроэнергетики